Дело №2-346/2012 Р Е Ш Е Н И Е 9 июля 2012 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М., при секретаре Силантьевой Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную около жилого дома №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области близ мостика соединяющего улицу ..., в дренажной канаве, ведущей к реке Сюксюмка. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы; поверхностные и подземные воды, животные и другие организмы и их генетический фонд. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Так, в нарушение требований закона около жилого дома № ... по ул. ... г. Инза, близ мостика, соединяющего улицу ..., в дренажной канаве, ведущей к реке Сюксюмка с начала лета 2012 и по настоящее время имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещены прямо на земле в дренажной канаве. Номенклатура отходов различная, пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, куски пластика и полиэтилена, обрезки деревьев и другие отходы. В период дождей и таяния снега, водяные потоки попадают в дренажную канаву, а впоследствии с мусором в р.Сюксюмка. Данное антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к губительным процессам в растительном и животном мире. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, приводит к причинению ущерба водному объекту и его биоресурсам. В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. исковые требования уточнил, просит суд обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной около жилого дома №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области близ мостика соединяющего улицу ..., в дренажной канаве, ведущей к реке Сюксюмка. Привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Дунина И.Ю., действующая на основании ордера №45 от 09.07.2012 года, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала. В образовании свалки виноваты жители близлежащих домов, которые выбрасывают мусор, образуя свалку бытовых отходов. Полагает, что уборку должны производить жители близлежащих домов. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18). В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» мер для организации надлежащего сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования не принято. В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора около жилого дома № ... по ул. ... г. Инза, близ мостика, соединяющего улицу ..., в дренажной канаве, ведущей к реке Сюксюмка. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фототаблицей. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы размещены прямо на земле в дренажной канаве. Номенклатура отходов различная, пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, куски пластика и полиэтилена, обрезки деревьев и другие отходы. В период дождей и таяния снега, водяные потоки попадают в дренажную канаву, а впоследствии с мусором в р.Сюксюмка. Данное антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к губительным процессам в растительном и животном мире. Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной около жилого дома №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области близ мостика соединяющего улицу ..., в дренажной канаве, ведущей к реке Сюксюмка. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: