плата за утилизацию твёрдых бытовых отходов



Решение

      Именем Российской Федерации

05 мая 2010года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

с участием прокурора Кузнецова И.А.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «РИЦ-Область» о признании незаконными действий по установлению платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов,

 

   Установила:

Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «РИЦ-Область» о признании незаконными действий по установлению платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов. В обосновании требований указал, что +++года администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района старшему менеджеру ООО «РИЦ-Область» Терехиной Н.В. было направлено письмо о том, что размер платы за утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) на 2010год согласно решению Совета депутатов муниципального образования от +++г. --- «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение»  на 2010г. составляет 0,14 руб. за 1 кв.м.

Однако, данным решением тариф для граждан на утилизацию ТБО не устанавливался.

В свою очередь тариф на утилизацию ТБО установлен решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» от +++г. ---  «Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис»  на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2010г. На период действия с 01 января по 31 декабря 2010 года установлен тариф на услуги утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Гео-Сервис»  на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» в размере 33 руб.50 коп. за 1м3 без НДС.

Начиная с +++г. ООО «РИЦ-Область»  осуществляется прием с граждан платы за коммунальные услуги, в том числе и за услуги по утилизации ТБО в размере 0-14 руб. за 1кв.м.

Расчет указанной суммы произведен администрацией МО «Инзенское городское поселение» самостоятельно.

Действия ответчиков являются незаконными, так как они противоречат действующему законодательству, в том числе п.2 ст.154 ЖК РФ, п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Согласно нормам ст.ст.154, 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», утилизация твердых бытовых отходов не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой для граждан, проживающих на территории поселения, так как потребителями услуги по утилизации граждане, проживающие в жилых помещениях, не являются.

Такая услуга в соответствии с действующим законодательством предоставляется товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, как потребителям данной услуги.

Следовательно, взимание с граждан платы за утилизацию ТБО противоречит действующему законодательству.

Таким образом, незаконными действиями ответчиков создаются условия и предпосылки к значительным материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственных и муниципальных жилых фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования. Просит суд признать действия администрации муниципального образования «Инзенского городское поселение», ООО «Гео-Сервис»  по установлению и  взиманию платы за утилизацию твердых бытовых отходов незаконными. Просит так же суд обязать ООО «Гео-Сервис» и ООО «РИЦ-Область» не производить начисление гражданам платы за утилизацию твердых бытовых отходов и возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твердых бытовых отходов с 01.01.2010г. по настоящее время.

            В судебном заседании прокурор Кузнецов И.А. основания и доводы, изложенные в заявлении, полностью поддержал, при этом уточнил требования. В настоящее время просит суд признать действия администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», ООО «Гео-Сервис» по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов незаконными. Обязать ООО «Гео-Сервис», ООО «РИЦ-Область» не производить начисление гражданам платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов и возместить гражданам путём перерасчёта в счёт последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твёрдых бытовых отходов с 01.01.2010г. по настоящее время. 

Представитель ответчика ООО «Гео-Сервис» Юртанов Д.М. в судебном заседании с  исковыми требованиями прокурора не согласился пояснив, что в  соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004г.  №210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса»  регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения)  твердых бытовых отходов. Утилизация  (захоронение) ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в  составе платы за жилое помещение. Услуга по сбору и  вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и  относится к понятию содержания жилого помещения.

            ООО  «Гео-Сервис»  установлен тариф на период действия с 01 января по 31 декабря 2010года, Решением Совета депутатов муниципального образования  «Инзенское городское поселение»  от +++г.  --- «Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронение)  твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Гео-Сервис»  на территории МО «Инзенское городское поселение»  на 2010год».

            ООО «Гео-Сервис» является подрядной организацией, напрямую услуги населению не оказывает, денежные средства не собирает, вследствие чего не может являться ответчиком по делу. ООО «Гео-Сервис»  может быть привлечено к  участию в рассмотрении дела только в качестве третьего лица. Просит суд исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области оставить без удовлетворения в  полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» Баранова О.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В суде пояснила, что утилизация твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в  составе платы за жилое помещение. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и  относится к понятию  «содержание жилого помещения». В  соответствии со ст.154 ЖК в  структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в  многоквартирном доме входит:  плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, в многоквартирном доме;  плата за коммунальные услуги.

Согласно ст.1 Федерального закона от 31.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) ТБО. В соответствии со ст.2 указанного федерального закона организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.5 ФЗ от 31.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей. Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и  утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее – потребители). В  жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются - в многоквартирных домах  - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. В данном случае потребителями являются жители многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение».

Согласно ст.21 федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  основным из принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является:  платность размещения отходов.

Ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, которые указывают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и  иными требованиями;  организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного просит суд в исковых требованиях прокурора Инзенского района отказать в полном объеме.

            Представитель ответчика ООО «РИЦ-Область» Терёхина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что организация не имеет договорных отношений с населением г.Инза. ООО «РИЦ-Область» осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключённых с поставщиками коммунальных услуг, и выступает от их имени и только в рамках предоставленных полномочий в качестве агента. Тарифы по взиманию платы на коммунальные платежи взимаются на основании решения Совета народных депутатов МО «Инзенское городское поселение». Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «РИЦ-Область» о признании их действий незаконными по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов.

           

Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточнённые требования прокурора ... ... законными и обоснованными.

            Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения, государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

            Часть 3 данной статьи указывает на то, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

            Следовательно, плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма, так и для граждан-собственников жилых помещений, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги; оплату гражданами иных услуг указанные нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают.

            На основании ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), а в силу норм Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, «коммунальные услуги» - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

           

            Исходя из содержания вышеуказанных норм следует, что услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.

            В силу ч.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

            Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением правительства РФ от 13.08.2006г. №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов.

            При этом работы по утилизации твёрдых бытовых отходов указанным пунктом правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

            Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170, также предусматривают в Перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

            В соответствии с нормами ч.2,3,7 ст.156, ч.4 ст.158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади комнат) жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.

            В судебном заседании было установлено, что +++г. администрацией МО «Инзенское городское поселение» старшему менеджеру ООО «РИЦ-Область» Терёхиной Н.В. было направлено письмо о том, что размер платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов (ТБО) на 2010г. согласно решению Совета депутатов муниципального образования от +++г. --- «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2010год» составляет – 0,14руб. за 1кв.м.

            Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Т.В. (начальник экономического отдела МО «ИГП») пояснила, что вышеуказанный тариф рассчитывался её по следующей схеме: 33,50 руб./м3 *0.1 м3 с одного человека в месяц  /(6/  (41+46+54) м2 = 33,50*0,1/23,5 = 0,14 руб./м2, где

33,50 руб./м3  - тариф на услуги по утилизации ТБО установленный решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» ... ... от +++г. --- «Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение»  на 2010 год.

0,1 м3  - норматив сбора ТБО с одного человека в месяц установлен решением Совета депутатов муниципального образования  «Инзенское городское поселение» ... ... от +++г. ---  «Об утверждении норматива на вывоз твердых бытовых отходов для населения, проживающего на территории муниципального образования  «Инзенское городское поселение».

23,5 м2 – средняя площадь на 1 человека. Она рассчитана на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2008 №99-П «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области».

- одиноко проживающий гражданин – 41 м2

- семья из 2-х человек  - 46 м2

- семья из 3-х и более человек  - по 18 м2 на каждого члена семьи.

На 6 человек приходиться 141 м2, значит на одного человека в среднем 23,5 м2.

Данная цена услуги по утилизации ТБО (0,14 руб./м2)  не превышает индекс роста платы населения, установленная приказом Министерства экономики Ульяновской области от 22.09.09г.  №06-91 «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, по муниципальным образованиям Ульяновской области, на 2010 год».

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также решением Городской Думы  --- от +++г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения»  норма площади на одного человека 12 м2, тогда 33,5*0,1/12 = 0,28 руб./м2, что превышает индекс роста платы населения.

            Вместе с тем решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» --- от +++г. тариф для граждан на утилизацию ТБО не устанавливался.

            Тариф на утилизацию ТБО установлен решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от +++г. --- «Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронение) твёрдых бытовых отходов, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2010год». Данный тариф составил 33руб. 50коп. за 1м3 без НДС.

            Как пояснил в суде представитель ООО «РИЦ-Область» Терёхина Н.В. начиная с +++г. по настоящее время организацией осуществляется приём с граждан платы за услуги по утилизации ТБО в размере 0-14руб. за 1кв.м.

            Совокупность исследованных и добытых в суде доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что действия Администрации МО «Инзенское городское поселение», ООО «Гео-Сервис» по установлению и взиманию платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов являются незаконными, так как плата за утилизацию не может начисляться отдельно как самостоятельная плата за данную услугу.

           

Письмом Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008г. №25080-СК/14 разъяснено, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. В данном разъяснении указывается, что услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения, при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО.

            Данное разъяснение также подтверждает тот факт, что услуга за утилизацию ТБО относится к понятию содержания жилого помещения, соответственно, плата за утилизацию ТБО может включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно как самостоятельная плата за указанную услугу.

            Установленные на 2010г. тарифы за утилизацию ТБО касаются организации осуществляющих эксплуатацию объекта для утилизации, и лиц, обязанных производить её оплату.

            Поскольку оспариваемые действия ответчиков признаются судом незаконными, следует обязать ООО «Гео-Сервис», ООО «РИЦ-Область» не производить начисление гражданам платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов и возместить гражданам путём перерасчёта в счёт последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твёрдых бытовых отходов за период с +++г. по день вынесения решения.

            Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования «...» с ответчиков администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», ООО «Гео-Сервис» следует взыскать государственную пошлину в размере по 100 рублей с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:        

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» по установлению платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» и администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» не производить начисление гражданам платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов и возместить гражданам путём перерасчёта в счёт последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твёрдых бытовых отходов за период с +++года по день вынесения настоящего решения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» государственную пошлину в сумме 100 (Сто) рублей с каждого.

 Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: