Р Е Ш Е Н И Е 17 июня 2010 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В. с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чуракова Д.Б. при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Инзенское городское поселение и администрации муниципального образования Инзенский район о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения, возложении обязанности организовать на территории поселения сбор и вывоз твердо-бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории поселения, у с т а н о в и л : Исполняющий обязанности Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Инзенское городское поселение о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, возложении обязанности организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок в г.... по ул.... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул.... по ул.... вдоль реки Сюксюмка, к администрации муниципального образования Инзенский район о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Инзенское городское поселение. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования Инзенское городское поселение выявлены нарушения. Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. В нарушение ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрацией муниципального образования Инзенское городское поселение надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, в результате чего образовались 3 несанкционированные свалки на территории г.... по ул... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул...., по ул.... вдоль реки Сюксюмка. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО Инзенское городское поселение на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории. В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. требования, изложенные в исковом заявлении, уточнил, просит признать незаконным бездействие МО Инзенское городское поселение по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, обязать администрацию МО Инзенское городское поселение организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок в г.Инза по ул.... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул...., по ул.... вдоль реки Сюксюмка, организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с данных несанкционированных свалок. От исковых требований к администрации МО Инзенский район в части возложения обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории с территории МО Инзенское городское поселение отказался, в связи с тем, что полномочия в части переработки и утилизации мусора и твердо-бытовых отходов были переданы в соответствии с решением Совета депутатов МО Инзенский район и договором муниципальному образованию Инзенское городское поселение. Просит уточненные исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика – администрации муниципального образования Инзенское городское поселение Баранова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что в соответствии с Уставом и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального образования отнесены обязанности по организации сбора и вывоза мусора и твердо-бытовых отходов на территории поселения. Кроме того, в соответствии с решением Совета депутатов МО Инзенский район муниципальному образованию Инзенское городское поселение переданы полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.Инза. Для этих целей муниципальному образованию в собственность передан полигон ТБО. Администрацией МО Инзенское городское поселение с МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» заключен договор на сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов на территории г.Инза. В свою очередь МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» заключен договор с ООО «Гео-Сервис», имеющим соответствующую лицензию на утилизацию бытовых отходов. На указанных в исковом заявлении улицах города Инза действительно имеются несанкционированные свалки, которые образовались по вине жителей близлежащих домов. В настоящее время главой администрации МО Инзенское городское поселение направлено письмо на имя руководителя МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» о проведении обследования территорий г.... по ул.... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул...., по ул.... с целью составления расчета для проведения работ по ликвидации свалок. В связи с этим считает, что администрацией МО «Инзенское городское поселение» на территории города Инза сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов организована должным образом, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора. Представитель ответчика – администрации МО Инзенский район, в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что на основании решения Совета депутатов МО «Инзенский район» от Дата обезличена № Номер обезличен муниципальному образованию «Инзенское городское поселение» были переданы полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании акта приема-передачи от Дата обезличена Комитету по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО Инзенское городское поселение из казны муниципального образования «Инзенский район» передан полигон твердых бытовых отходов, впоследствии переданный в хозяйственное ведение МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения». Дата обезличена года МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» заключен договор на выполнение работ по сбору, вывозу, приему и захоронению твердых бытовых отходов с ООО «Гео-Сервис», которое занимается утилизацией бытовых отходов по настоящее время. Таким образом, администрацией МО Инзенский район были предприняты все необходимые и предусмотренные законом меры, направленные на организацию утилизации бытовых отходов, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО Инзенское городское поселение (статья 8 п. 18) и в Уставе МО Инзенский район (статья 13 п.14). Согласно акту приема-передачи от Дата обезличена года Комитету по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение из казны муниципального образования «Инзенский район» передан полигон твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расположенный Юго-восточнее г.Инза. Постановлением Главы Администрации МО «Инзенский район» от Дата обезличена года № Номер обезличен администрации МО Инзенское городское поселение предоставлен из категорий земель промышленности земельный участок с кадастровым номером 73:04:04: 29 01:11 под объектом коммунального хозяйства (свалка) по адресу: ... область, ... район, СПК «...», площадью 68000 кв. м. в постоянное (бессрочное) пользование. Дата обезличена года право собственности МО Инзенское городское поселение на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области. Решением Совета депутатов от Дата обезличена № Номер обезличен МО Инзенский район передало МО Инзенского городское поселение полномочия по решению вопроса местного значения в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Инза. Дата обезличена года между МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» и «ООО Гео-сервис» заключен договор на выполнение работ по сбору, вывозу, приему и захоронению ТБО. Таким образом, организация утилизации отходов также входит в круг полномочий муниципального образования Инзенское городское поселение. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования Инзенское городское поселение надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования, а также их утилизация не организованы. В результате указанных нарушений на территории г.... стихийно образовались три несанкционированные свалки по ул.... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул...., по ул..... Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, актом фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды №Номер обезличен от Дата обезличена года, составленным комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области совместно с представителем администрации МО Инзенское городское поселение. То обстоятельство, что в настоящее время администрацией МО Инзенское городское поселение предпринимаются меры к ликвидации свалок – направлено письмо руководителю МУП «ЖЭУ Инзенское городское поселение» - не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ. Неисполнение администрацией МО Инзенское городское поселение требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по его утилизации нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Уточненные исковые требования и.о.Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие МО «Инзенское городское поселение» по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок в г.... по ул.... и ул.... вблизи ГСК, по ул.... и ул...., по ул.... вдоль реки Сюксюмка, организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с данных несанкционированных свалок. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: