Дело №2-183/2011 Р Е Ш Е Н И Е 12 апреля 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю. с участием помощника прокурора Инзенского района Морозова О.В., при секретаре Климовской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что администрацией муниципального образования Оськинское сельское поселение Инзенского района нарушаются требования законодательства о противодействии коррупции. Нарушения выразились в следующем. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 2 этого закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции. Согласно ст. 3 данного закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами Согласно ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно ст. 3 этого закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Как установлено прокурорской проверкой, ***2009 администрацией муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Инзенского района издано постановление № 32 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования Оськинское сельское поселение и их проектов». Однако, несмотря на наличие в администрации муниципального образования соответствующего Порядка, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2010 году и истекшем периоде 2011 года не проводилась. На протяжении 2010 года специалистом администрации антикоррупционная экспертиза проведена по 9 решениям о внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Оськинское сельское поселение» от 18.12.2009 № 46 «О бюджете муниципального образования Оськинское сельское поселение на 2010 год». В истекшем периоде 2011 года специалистом администрации антикоррупционная экспертиза проведена по двум решениям Совета депутатов муниципального образования Оськинское сельское поселение «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Оськинское сельское поселение от 17.12.2010 № 115 «О бюджете муниципального образования Оськинское сельское поселение на 2011 год». Между тем, специалист администрации муниципального образования не вправе проводить антикоррупционную экспертизу правовых актов Совета депутатов муниципального образования, так как, администрация поселения, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и Совет депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления, по своему статусу являются самостоятельными органами, полномочия их различны. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации за обозначенный период не проводилась. Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом. Непроведение обозначенной экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений. В судебном заседании прокурор Морозов О.А. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – администрации МО «Оськинское сельское поселение» Гусева Г.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Далее – Закон о противодействии коррупции) под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных Статьей 2 указанного закона правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Далее Закон об антикоррупционной экспертизе) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно ст.3 указанного закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.4 Закона об антикоррупционной экспертизе выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Статьей 36 Устава МО «Оськинское сельское поселение» в систему муниципальных правовых актов поселения входят: решения, принятые на местном референдуме; решения Совета депутатов поселения; постановления и распоряжения главы поселения; постановления и распоряжения Председателя Совета депутатов поселения по вопросам организации деятельности Совета депутатов поселения. Распоряжением главы администрации МО « Оськинское сельское поселение» №32 от 15.10.2009 года, утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов МО «Оськинское сельское поселение». В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт ненадлежащего исполнения обязанностей по проведению в 2010 – 2011 г.г. администрацией МО «Оськинское сельское поселение» антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В указанный период администрацией поселения издавались нормативные правовые акты, требующие проведения антикоррупционной экспертизы. Отсутствие в штате администрации МО «Оськинское сельское поселение» лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий опыт работы для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л : Исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить. Признать бездействие администрации Муниципального образования «Оськинское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, незаконным. Обязать администрацию Муниципального образования «Оськинское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
правонарушений.
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);