Дело №2-410/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 31 августа 2012 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Морозова О.А. при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района к администрации МО «Инзенское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» (Далее – ООО «ЖЭУ») о возложении обязанности произвести ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», у с т а н о в и л: Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Инзенское городское поселение», ООО «ЖЭУ» о возложении обязанности произвести ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», а именно: ремонт кровли, дымовентканалов, подъездов. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....». Указанный жилой дом находится в муниципальной собственности МО «Инзенское городское поселение». Обслуживание жилого дома осуществляется ООО «ЖЭУ». В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что кровля вышеуказанного многоквартирного дома и дымовентканалы находятся в неисправном состоянии. Кровля дома имеет многочисленные повреждения (разломы кровельного покрытия) и протечки. В результате этого, дождевые и талые воды проникают в подъезд и квартиры граждан. Нормальное функционирование дымовентканалов не обеспечено. 10.07.2012 года в прокуратуру района поступило коллективное обращение от граждан, проживающих в названном доме. В своем обращении заявители указывают на то, что с 1995 года в доме не проводилось никакого ремонта. В подъездах дома отделка пришла в негодность, стены между подвалом и подъездом практически рассыпаются, плитка на полу отлетела. Кровля дома требует незамедлительной замены в связи с ее полным износом. Ссылаясь на ст.ст.1, 2, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (Далее – ЖК РФ), ст.ст.50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» и ООО «ЖЭУ» произвести ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», а именно: ремонт кровли, дымовентканалов, подъездов. 30.07.2012 года в предварительном судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Морозов О.А. предоставил уточненные исковые требования, в которых прокурор просит обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли и дымовентканалов жилого дома. На ООО «ЖЭУ просит возложить обязанность по проведению текущего ремонта в подъездах жилого дома, а именно: частичное восстановление штукатурного слоя стен и потолков подъездов, окраску и побелку стен и потолков подъездов, частичное восстановление кафельного покрытия полов подъездов. В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Морозов О.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Щетинин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что полномочия органов самоуправления, указанные в Федеральном законе № 131-ФЗ, по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями и их сохранности, детально регламентируется Жилищным кодексом РФ. Прокурор свои требования обосновал ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни нормами других подзаконных актов жилищного законодательства. При таких обстоятельствах полагает, что иск прокурором заявлен незаконно. Истец в своем исковом заявлении утверждает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Инза, ул...., д....», находится в муниципальной собственности. Вместе с тем, прокурор не привел доказательств того, что вышеуказанный дом находится в муниципальной собственности. Согласно п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В вышеуказанном доме только семь квартир являются муниципальными. В письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 года № 14316-М/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления» указано, что многоквартирный дом, в котором жилые помещения принадлежат двум и более собственникам не могут принадлежать одному лицу, т.е. не могут находиться в муниципальной собственности. Полагает, что прокурор должен был обращаться с иском ко всем собственникам квартир в жилом доме, либо к администрации МО «Инзенский район», как к бывшему наймодателю. Обращаясь в суд с иском, прокурор своими действиями может создать отрицательную ситуацию по расходованию бюджетных средств, направление которых утверждено представительной муниципальной властью и не предназначено для целей ремонта домов, находящихся в поселении. Просит в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Инзенское городское поселение» отказать. Представитель ответчика – ООО «ЖЭУ» Дозоров О.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями в части проведения ремонта стен в подъездах жилого дома, лестничных маршей и полов в подъезде №2 жилого дома, цоколя жилого дома согласился. Полагает, что обязанность по проведению ремонта фасада жилого дома должна быть возложена на собственника, то есть на администрацию МО «Инзенское городское поселение». Представитель третьего лица – Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно материалам дела жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», включен в реестр муниципального имущества МО «Инзенское городское поселение» и находится на обслуживании ООО «ЖЭУ». В соответствии с приложением 25 Закона Ульяновской области от 06.12.2006 №185-ЗО (ред. от 28.02.2012) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области» жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», включен в перечень имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Инзенское городское поселение». Дом является трехэтажным, 27-квартирным, 3-подъездным, крыша – бесчердачная, плоская, кровля – мягкая рулонная. Вытяжные каналы выпуска вентиляции выходят над железобетонными плитами покрытия, выполнены из силикатного кирпича. Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1994 году. Сторонами не отрицается, что капитальный ремонт дома после его ввода в эксплуатацию не проводился. Доказательств проведения капитального ремонта дома в суд не предоставлено. Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы: кровля и дымовентканалы жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», нуждаются в проведении ремонта. Следует произвести полную замену покрытия кровли в соответствии с действующими правилами, разборку дымовентканалов из силикатного кирпича, новую кладку дымовентканалов из красного (керамического) кирпича. Все вышеуказанные работы относятся к капитальному ремонту. Оснований не доверять указанному заключению экспертизы у суда не имеется, выводы, изложенные в заключении, полностью согласуются с представленными материалами, в том числе с актом обследования жилого дома специалистом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области. Экспертное заключение соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Согласно акту обследования жилого дома по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», проведенного главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области 19.07.2012 года, при визуальном обследовании кровли и дымовентканалов выявлены многочисленные порезы, порывы, вспучивание кровельного покрытия, отставание примыканий дымовентканалов, разрушение дымовентканалов по всему периметру кровли. Согласно коллективному обращению жильцов дома по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», в прокуратуру района с 1995 года в доме не проводилось никакого ремонта. В подъездах дома отделка пришла в негодность, стены между подвалом и подъездом практически рассыпаются, плитка на полу отлетела. Кровля дома требует незамедлительной замены в связи с ее полным износом. На основании договора передачи многоквартирных жилых домов на содержание и текущий ремонт общего имущества (обслуживание) от 01.08.2009 года МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» передало ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» по акту приема-передачи 223 жилых многоквартирных дома, в том числе дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д... Частью первой ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно п.п. «а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). В связи с этим, учитывая признание иска представителем ответчика ООО «ЖЭУ» в части проведения текущего ремонта, суд полагает необходимым возложить на управляющую компанию ООО «ЖЭУ» обязанность по проведению следующих работ по текущему ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....»: -частичное восстановление штукатурного слоя стен и потолков подъездов; -окраску и побелку стен и потолков подъездов; -частичное восстановление кафельного покрытия полов подъездов. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотрам и т.п. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 3 ст. 158 ЖК РФ). В соответствии со ст.14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда. Муниципальной собственностью в соответствии со ст.215 ч.1 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Как следует из материалов дела, наружные стены жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», крыша жилого дома – бесчердачная, плоская, кровля – мягкая рулонная, вытяжные каналы выпуска вентиляции выходят над железобетонными плитами покрытия, выполнены из силикатного кирпича. Материалами дела установлено, что дом введен в эксплуатацию в 1994 году. Согласно выписке из реестра муниципального имущества в жилом доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», имеется 7 муниципальных квартир. По данным БТИ, содержащимся в технической документации на жилой дом, квартира №... приватизирована в 1995 году, квартиры №№..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... – в 2005 году, квартиры №№ ..., ..., ... – в 2006 году, квартира №... – в 2007 году. В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (приложение 3), продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш из рулонных материалов составляет 10 лет, (т.е. до 2004 года). При таких обстоятельствах суд признает обоснованным отнесение экспертом работ по ремонту кровли и дымовентканалов к капитальному ремонту. Также суд признает установленным, что на момент приватизации квартир в спорном жилом доме кровля и дымовентканалы жилого дома нуждались в проведении ремонта. Доводы представителя администрации МО «Инзенское городское поселение» о том, что обязанность по проведению ремонта жилого дома должна возлагаться на администрацию МО «Инзенский район», как на бывшего наймодателя, суд находит несостоятельными, так как в судебном заседании установлено, что на момент принятия в муниципальную собственность МО «Инзенское городское поселение» (Закон Ульяновской области от 06.12.2006 №185-ЗО) жилой дом нуждался в капитальном ремонте, претензий о проведении которого администрацией МО «Инзенское городское поселение» предыдущему собственнику не предъявлялись. Кроме того, частью 3 ст.158 ЖК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Также необоснованными суд находит доводы представителя администрации МО «Инзенское городское поселение» об исключении жилого многоквартирного дома по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», из реестра муниципальной собственности МО «Инзенское городское поселение», так как соответствующие изменения в Закон Ульяновской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области» не вносились. Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на ремонт многоквартирных жилых домов, также не может является основанием для освобождения администрации МО «Инзенское городское поселение» от обязанности по капитальному ремонту жилого дома, находящегося в муниципальной собственности. Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Инзенское городское поселение» обязанность по проведению капитального ремонта кровли и дымовентканалов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д...., а именно: -произвести полную замену покрытия кровли в соответствии с действующими правилами; -произвести разборку дымовентканалов из силикатного кирпича; -произвести новую кладку дымовентканалов из красного (керамического) кирпича. Доводы представителя администрации МО «Инзенское городское поселение» о том, что прокурор не имел законных оснований обращаться в суд о возложении обязанности производства ремонта жилого дома, суд находит несостоятельными, так как согласно исковому заявлению, прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Право прокурора обращаться в суд с таким заявлением предусмотрено ст.45 ГПК РФ. Статьей 101 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Статьей ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены также суммы, подлежащие выплате эксперту. Таким образом, судебные расходы за проведение по делу судебной строительно-технической экспертизы суд возлагает на администрацию МО «Инзенское городское поселение», так как представитель ООО «ЖЭУ» исковые требования в части текущего ремонта дома признал, а виды работ, которые необходимо выполнить согласно заключению эксперта, отнесены к капитальному ремонту, обязанность по проведению которого возложена на администрацию МО «Инзенское городское поселение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л : Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли и дымовентканалов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», а именно: -произвести полную замену покрытия кровли в соответствии с действующими правилами; -произвести разборку дымовентканалов из силикатного кирпича; -произвести новую кладку дымовентканалов из красного (керамического) кирпича. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул...., д....», а именно: -частичное восстановление штукатурного слоя стен и потолков подъездов; -окраску и побелку стен и потолков подъездов; -частичное восстановление кафельного покрытия полов подъездов. Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере *** (***) руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья