Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).



Дело№5-36/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 сентября 2011 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

с участием пом. прокурора Бычкова Д.С.,

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное старшим специалистом 1 разряда отдела организации контроля качества оказания медицинской и социальной помощи населению Управления Росздравнадзора по Ульяновской области Тихановой А.Е. о совершении государственным учреждением социального обслуживания «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в ***, административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

установила:

23.08.2011 года в Инзенский районный суд Ульяновской области поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении по ст.19.20 ч.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее КоАП РФ) составленный в отношении юридического лица – государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в *** (далее ГУ СРЦН «Рябинка»).

Согласно протокола об административном правонарушении *** от 17.08.2011года возбужденным старшим специалистом 1 разряда отдела организации контроля качества оказания медицинской и социальной помощи населению Управления Росздравнадзора по Ульяновской области Тихановой А.Е., ГУ СРЦН «Рябинка», находящемуся по адресу: ***, при осуществлении медицинской деятельности допустило нарушения лицензионных условий, а именно:

1) в нарушение подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» - (наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям) – не имеется приборов для регистрации параметров воздуха (гигрометры либо психрометры) в помещении для хранения лекарственных средств;

2) не прошли поверку: суховоздушный стерилизатор ГП40-МО-04; рециркулятор УФ-бактерицидный двухламповый для обеззараживания воздуха помещений в присутствии людей РБ-07-«Я-ФП», ростомер; прибор для измерения артериального давления. Помещения для хранения лекарственных средств не соответствует установленным к ним требованиям;

3) в нарушение подпункта «г» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» - (наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) – врач Б*** (специальность общая врачебная практика (семейная медицина) имеет дополнительную подготовку по специальности не соответствующую выполняемым видам работ и услуг.

Наличие оборудования и медицинской техники, не соответствующих установленным к ним требованиям (отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры) в помещениях для хранения лекарственных средств, не проведено комплексное обслуживание медицинской техники и метрологическая поверка средств измерения), помещение для хранения лекарственных средств не соответствует установленным к ним требованиям, не соответствующая профессиональная подготовка у медицинских работников выполняемым видам работ и услуг в соответствии с лицензией являются нарушением законодательства, которое может иметь негативное влияние на качество оказания медицинской помощи в учреждении.

Таким образом, в действиях ГУ СРЦН «Рябинка» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица - ГУ СРЦН «Рябинка» – Чеботарёва С.Н. (директор учреждения) пояснила, что с протоколом согласна частично. По существу вопроса пояснила следующее. Ранее во время проведения подобных проверок со стороны Росздравнадзора никогда не ставилось в нарушение – отсутствие приборов для регистрации параметров воздуха (гигрометров или психрометров). Как ей известно, данные приборы необходимы были только в фармацевтических учреждениях, где хранятся лекарственные препараты. В настоящее время внесены изменения в законодательные акты, по которым эти приборы должны быть и в ГУ СРЦН «Рябинка» в ***. Об этих изменениях ей не было известно. В настоящее время приборы приобретены, соответствующие документы предоставлены в суд. С нарушением, указанным в пункте 2 протокола, полностью согласна. 02.09.2011 года на все приборы - суховоздушный стерилизатор, рециркулятор УФ-бактерицидный двухламповый, ростомер, прибор для измерения артериального давления, поверка проведена, документы приложены к материалам дела. Данное нарушение имело место из-за финансовых трудностей. С нарушением указанным в пункте 3 не согласна. Тот факт, что в учреждении работает врач общей практики, а не педиатр, не является грубым нарушением. Как ей пояснили в Центральной районной больнице г.Инза данный врач вправе оказывать медицинскую помощь, в том числе и лечение, как взрослому населению так и детскому.

Представитель Управления Росздравнадзора по Ульяновской области – Тиханова А.Е., действующая на основании доверенности *** от 23.09.2011 года в судебном заседании 26.09.2011 года пояснила, что в ГУ СРЦН «Рябинка» имеется лицензия на медицинскую деятельность *** от 06.02.2007г. сроком до 06.02.2012г., выданная Управлением Росздравнадзора по Ульяновской области по видам работ (услуг): доврачебная медицинская помощь: сестринское дело. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: педиатрия. В соответствии с п.п. «г» п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является – наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Фактически в учреждении работает врач общей практики (в штатном расписании имеется только должность врача – педиатра). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №323 от 10.05.2007г. «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи), где педиатрия и общая врачебная практика (семейная медицина) являются разными видами работ (услуг).

Кроме того, должности педиатрия и врач общей практики являются разными, о чём говорится в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Врач-педиатр по приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» должен иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование: интернатура или (и) ординатура по специальности «Педиатрия» или профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)». А врач общей практики должен иметь высшее профессиональное образование одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия». Послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование, профессиональная переподготовка: ординатура по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», или профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Таким образом, при наличии в штатном расписании должности врача – педиатра в ГУ СРЦН «Рябинка» был принят врач общей практики, имеющий другую специальность и квалификацию.

Представитель Управления Росздравнадзора по Ульяновской области – Еронина М.А., действующая на основании доверенности *** от 23.09.2011 года, в судебном заседании 26.09.2011 года показания данные Тихановой А.Е., полностью подтвердила.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителя ГУ СРЦН «Рябика», представителей Управления Росздравнадзора по Ульяновской области, свидетеля С***, прихожу к следующему.

Статьей 19.20 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательна (обязательно), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Приказом №706н от 23.08.2010 года Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» были установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств, для медицинского применения. В документе указано на необходимость приборов для регистрации параметров воздуха – гигрометры, либо психрометры. ГУ СРЦН «Рябинка» отнесено к тем организациям, на которые распространяются вышеуказанные Правила, поскольку там оказывается доврачебная медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь.

Как было установлено в суде на момент проверки в ГУ СРЦН «Рябинка» – 17.08.2011года не прошли поверку следующие приборы: суховоздушный стерилизатор ГП40-МО-04; рециркулятор УФ-бактерицидный двухламповый для обеззараживания воздуха помещений в присутствии людей РБ-07-«Я-ФП», ростомер; прибор для измерения артериального давления. Срок предыдущей поверки истёк в марте 2011 года.

Анализ собранных по делу доказательств, свидетельствуют о том, что нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 протокола об административном правонарушении имели место на момент проверки. Это обстоятельство не оспаривалось в суде представителем юридического лица.

В настоящее время данные нарушения юридическим лицом полностью устранены, о чём свидетельствуют предоставленные в суд документы.

Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007года утверждены Положения о лицензировании медицинской деятельности. В пункте 3 Положения указано, что лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее – лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлён в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 4).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе указанные в п.п. «б» - наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, (послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Из пункта 6 следует, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «г» и «е» - «з» пункта 5 настоящего Положения.

Как было установлено в суде в ГУ СРЦН «Рябинка» работает с 23.04.2005 года врач Б***, которая имеет высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело». Данное лицо проходило интернатуру в ГУЗ УОКБ в период с ***. по ***. по специальности «Терапия». У неё имеется диплом о профессиональной переподготовке серии *** *** по которому решением государственной аттестационной комиссии от 26.12.2009г. удостоверено её право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Общей врачебной практики (семейной медицины)».

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С*** (заместитель главного врача МУЗ Инзенской ЦРБ) пояснила, что согласно должностной инструкции на врача общей практики (семейный врач) последний оказывает медицинскую помощь, куда входит и лечение, и профилактика, и диагностика, как взрослому так и детскому населению. В структуре участка данного врача имеется как взрослое, так и детское население, следовательно, он имеет право оказывать медицинскую помощь детям.

Показания свидетеля объективно были подтверждены предоставленной в суд должностной инструкции на врача общей практики.

Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица СРЦН «Рябинка» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.2 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Учитывая, что выявленные в ГУ СРЦН «Рябинка» в *** нарушения в большей части устранены на момент рассмотрения протокола, а первоначально они явились следствием недостаточного финансирования учреждения, суд полагает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.19.20 ч.2, 29.9 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л а:

Государственное учреждение социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в ***, расположенное по адресу *** привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст.19.20 ч.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня со дня вручения копии постановления.

Судья: