Мировой судья Юдина Е.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Орловой И.А., с участием истца Третьяк О.В., представителя ответчика ОАО ТГК-9-Шуваевой Л.Н., при секретаре Феоктистовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 25.08.2011г. апелляционную жалобу Третьяк О.В. на решение мирового судьи Восточного судебного участка г. Инты от 09.06.2011г., которым Третьяк О.В. в иске к ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» о признании незаконными действий по перерасчету платы за отопление за 2008 год и 2009 год отказано. УСТАНОВИЛ: Истец Третьяк О.В. обратилась к мировому судье с заявлением о признании неправомерными действия ТГК-9 по корректировке платы за потребление тепловой энергии в паре за 2008г. и 2009г., просит обязать ответчика произвести перерасчет платы. В обоснование требований истец указала, что является потребителем тепловой энергии в паре, ответчик ежемесячно увеличивает нормы потребления Гкал, хотя на территории МОГО «Инта» действует единый норматив потребления тепловой энергии для всех групп домов в размере 0,024 Гкал за квадратный метр общей площади. В течение двух последних лет ответчик производит корректировку, выставляет так называемую тринадцатую квитанцию, в которой указан дополнительный счет за весь год. Сумма в этих квитанциях составляет около 50% сверхустановленных тарифов. Так, при ежемесячной оплате тепловой энергии в 2008г. <....> руб. <....> коп. доплата за год составляет <....>, в 2009г. при ежемесячной оплате <....> руб. <....> коп.-<....> руб. <....> коп. Если с января 2007г. ответчик ставил норму потребления 2 5104 Гкал, то к концу 2010г.-7,985 Гкал. Приборов учета на паровую энергию для частных лиц не существует. Мировой судья постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе истец просит отменить решение мирового судьи, как постановленное с нарушением норм материального права. В судебном заседании апелляционной инстанции истец требования поддержала, суду дала пояснения, соответствующие исковому заявлению. Истец дополнила, что несмотря на вступившее в законную силу решение Интинского суда от 13.04.2007г., которым договор энергоснабжением паром между ОАО ТГК-9 и Третьяк признан заключенным, на ответчика возложена обязанность заключить с Третьяк договор энергоснабжением паром на отопление жилого помещения, расположенного в ____, производить с __.__.__ расчет оплаты за потребленную энергию по договору энергоснабжения паром, исходя из норматива потребления, установленного органами местного самоуправления МО «Город Инта», ответчик до настоящего времени договор энергоснабжения в письменной форме не заключил и незаконно выставляет «тринадцатый счет» на оплату, исчисленную с завышенным нормативом потребления паровой энергии. Приборов учета пара для жителей частных домов не существует. В 2008г и 2009г. зимний период был суровым, подача пара была слабой, поэтому в доме возникла угроза размораживания отопительной системы, ни о каком потреблении пара сверх норматива не может быть речи. Пар в дом Третьяк подается по паропроводу, который технически неисправен, постоянно происходит потеря пара, кроме того, имеют место самовольные подключения граждан к паропроводу, которые оплату отопления не производят вообще. Ответчик, начисляя корректировку платы, пытается покрыть свои убытки за счет Третьяк. Представитель ответчика с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что корректировка платы за потребленную энергию в паре по окончанию года производится в виду превышения истицей объемов расхода тепловой энергии в паре. Расчет корректировки производится в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Третье лицо администрация МОГО «Инта» своего представителя в судебное заседание не направило. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав стороны, проверив документы дела, решение мирового судьи суд находит подлежащим отмене с принятием нового решения. Решением Интинского городского суда от 13.04.2007г. договор энергоснабжением паром между ОАО ТГК-9 и Третьяк О.В. признан заключенным, на ОАО ТГК-9 возложена обязанность заключить с Третьяк О.В. договор энергоснабжением паром на отопление жилого помещения, расположенного в ____, производить с __.__.__ расчет оплаты за потребленную энергию по договору энергоснабжения паром исходя из норматива потребления, установленного органами местного самоуправления МО «Город Инта». Решением установлено, что Третьяк О.В. на праве собственности принадлежит дом №__ по ____, поставку тепловой энергии в паре в дом Третьяк О.В.осуществляет ТГК-9. Отопление жилого дома производится от паропровода «Восток», принадлежащий Интинской ТЭЦ, которая входит в состав ОАО ТГК-9. Установленные судом обстоятельства в решении от 13.04.2007г. при рассмотрении настоящего спора не изменились. В связи с увеличением фактического расхода тепловой энергии на отопление в 2008г., 2009г. ОАО ТГК-9 произвело корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы, направив истице в марте 2009г. и июне 2010г. счета на оплату отопления за периоды с 01.01.2008г. по 01.01.2009г., с 01.01.2009г. по 01.01.2010г.(л.д.9,10). В обоснование проведения корректировки ответчик ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006г. В 2009г. корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера платы, исходя из фактического потребления Третьяк О.В. энергоресурса в 2008г., корректировка в 2010г.-исходя из фактического потребления истицей пара в 2009г. (л.д.79-83). В судебном заседании оглашались показания специалиста-государственного инспектора Интинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора-Х., который пояснил, что перерасчет платы за тепло может производиться только при условии установления фактического объема потребленной энергии гражданином. Фактический объем потребления энергии определяется исключительно прибором учета. В противном случае, гражданин должен производить плату за энергию только по нормативу. Размер платы для абонента, не имеющего прибора учета, рассчитывается по нормативу исходя из площади отапливаемого помещения (л.д.121об.-122). В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии-исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с п. 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Согласно пп. «а» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. на основании формулы исходя из стоимости фактического объема теплоотпуска по отношению к объему потребленной энергии в предыдущем периоде. В отзыве на иск ответчик указал, что в марте 2009г. корректировка размера платы истице за отопление произведена исходя из фактического потребления энергоресурса истцом в 2008г., корректировка платы в мае 2010г. произведена исходя их фактического потребления энергоресурса в 2009г. Учитывая, что тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Вместе с тем положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом. Установление нормативов потребления коммунальных услуг населением по отоплению на территории МОГО «Инта» отнесено к компетенции Совета МОГО «Инта», установление тарифов на тепловую энергию-к компетенции Службы Республики Коми по тарифам. В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов в 2008г. и 2009г. не производилось. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Суд приходит к выводу, что ответчик в отсутствие у истицы прибора учета был не вправе применять какую-либо методику расчета и обязан выставлять ей счета исходя из установленных нормативов потребления и тарифов. Действия ТГК-9 по начислению Третьяк О.В. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в 2008г. и 2009г. суд признает незаконными и обязывает ответчика произвести Третьяк О.В. перерасчет платы за отопление исключив из лицевого счета Третьяк О.В. суммы корректировки платы за 2008г. и 2009г. Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение мирового судьи Восточного судебного участка от 09.06.2011г. отменить. Признать незаконными действия ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» по начислению Третьяк О.В. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в 2008г. и 2009г. Обязать ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» произвести Третьяк О.В. перерасчет платы за отопление исключив из лицевого счета суммы корректировки платы за 2008г. и 2009г. Взыскать с ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб. Судья И.А. Орлова