О предоставлении единовременной денежной компенсации



Дело № 2-1222/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.,

при секретаре Мартьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 19 июля 2010 года дело по иску Шеховцова Б.Ф. к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта, Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г. Воркуте Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми о взыскании единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб. взамен предоставления легкового автомобиля,

УСТАНОВИЛ:

Шеховцов Б.Ф. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта о взыскании единовременной денежной компенсации в сумме 100 000 руб., выплачиваемой взамен предоставления автомобиля, поскольку по вине ответчика он был исключен из списка лиц, имеющих право на данную денежную компенсацию. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 1 группы, состоял на учете в Управлении по социальным вопросам администрации МО «Город Инта» с 1995 года в качестве нуждающегося в обеспечении спецтранспортом в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В марте 2009 года узнал, что снят с учета. 23.03.2009 написал заявление о восстановлении в очереди, до сих пор ни автомобиля, ни денежной компенсации не получил.

Судом для участия в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов РФ в лице Отделения по г. Воркуте Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство финансов РК, Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом повесткой.

Истец в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело без его участия л.д. 5), что суд находит возможным.

Ответчик УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что по существу заявленных требований не возражают, истец был исключен из списков на получение автомобиля ошибочно, 09.04.2009 ответчик обратился в Агентство РК по социальному развитию с просьбой о восстановлении истца в списках на получение транспортного средства, получен отрицательный ответ в связи с невозможностью принять дополнительные списки со ссылкой на Указ Президента РФ от 06.05.2008 № 685 л.д. 10-11). Так же представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия и принять решение на усмотрение суда л.д. 107).

Ответчик – Минздравсоцразвития России в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность предоставленных ими к 1 января 2009 года сведений об инвалидах вследствие общего заболевания, состоявших на учете до 1 января 2005 года, для выплаты денежной компенсации. В настоящее время исполнение Минздравсоцразвития России обязательств, касающихся выплаты единовременной денежной компенсации или обеспечения транспортным средством всем категориям инвалидов во исполнение Указа Президента РФ от 06.05.2008 № 685 завершены. Минздравсоцразвития России не наделено полномочиями по принятию к исполнению каких-либо дополнительных списков. Так же просит рассмотреть дело без участия представителя Минздравсоцразвития России л.д. 39-43).

Дело рассматривалось в отсутствии представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Коми, представившего письменный отзыв, в котором указал, что Минфин России не состоит с истцом в правоотношениях, основанных, на прямом действии норм закона, в компетенцию министерства не входят обязанности по распределению денежных средств между физическими лицами и формировании списков на получение транспортных средств, в связи с чем, исковые требования, предъявленные к ним, считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит суд в иске к Министерству финансов РФ отказать л.д. 73-75). Так же представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления л.д. 72), что суд находит возможным.

Ответчик Министерство финансов Республики Коми своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать Шеховцову Б.Ф. в удовлетворении исковых требований к Минфину РК за счет казны Республики Коми в полном объеме, поскольку считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания причиненного вреда с Минфина РК за счет казны Республики Коми л.д. 94-96).

Представитель ответчика Агентство Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором иск не признал, считая, что вины Агентства в том, что Шеховцов Б.Ф. был исключен из списков на получение автомобиля нет. Просит рассмотреть дело без его участия л.д. 86-90).

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все добытые доказательства по делу, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Шеховцов Б.Ф. __.__.__ года рождения, _______, зарегистрирован в УСЗН по г. Инта как получатель-очередник. При сверке данных по телефону между УСЗН по г. Инта и Агентством РК по социальному развитию инвалидов-очередников, имеющих право на получение транспортного средства, была допущена ошибка в фамилиях Шеховцев и Шеховцов. Первый гражданин - Шеховцев умер (свидетельство о смерти VI-EA №__ от __.__.__), второй гражданин - Шеховцов Б.Ф., __.__.__ г. рождения, инвалид 2 группы, состоял на учете как получатель-очередник. Из очереди был исключен неправомерно вследствие вышеуказанной ошибки с 05.06.2008. Факт указанной ошибки признается Управлением социальной защиты населения по г. Инте л.д. 10, 11).

23.03.2009 Шеховцов Б.Ф. написал заявление о восстановлении его в очереди на получение спецавтотранспорта в Агентство Республики Коми по социальному развитию л.д. 16).

09.04.2009 УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта обратилось в Агентство РК по социальному развитию с просьбой о восстановлении истца в списках на получение транспортного средства л.д. 17). 14.12.2009 УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта из Агентства РК по социальному развитию получен отрицательный ответ в связи с невозможностью принять дополнительные списки со ссылкой на Указ Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» л.д. 20-23).

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (в редакции действовавшей до 1 января 2005 года) инвалиды имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 19 января 2008 года № 15) во исполнение Федерального закона «О ветеранах» было установлено, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобилей марки «Запорожец», автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Коми от 27 мая 1992 года «О социальной защите инвалидов в Республике Коми» инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

С 1 января 2005 нормы федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Республики Коми «О социальной защите инвалидов в Республике Коми», касающиеся вопросов предоставления льгот в натуре, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Также утратило силу и Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно».

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализации возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

В отношении категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме в виде обеспечения автотранспортом по медицинским показаниям, действовали Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 68 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами».

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки в соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Из обстоятельств дела следует, что Шеховцову Б.Ф. в 1990 году установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию. При переосвидетельствовании __.__.__ года Шеховцову Б.Ф. установле­на 1 группа инвалидности по профзаболеванию бессрочно л.д. 6).

Истец состоял в очереди лиц, имеющих право на получение спецавтотранспорта, куда был поставлен до 1 января 2005 года.

При обращении истца в УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инте в 2009 году, Шеховцову Б.Ф. сообщили, что он по ошибке был исключен из списков инвалидов-очередников, имеющих право на получение транспортного средства. На обращение истца по вопросу восстановления его в очереди инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения на получение авто­мобильного транспорта, из Агентства РК по социальному развитию УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инта получен отрицательный ответ в связи с невозможностью принять дополнительные списки со ссылкой на Указ Президента РФ от 06.05.2008 № 685.

На органы социальной защиты населения субъектов РФ была возложена обязанность по предоставлению списков инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В рамках реформирования органов социальной защиты Агентству РК по социальному развитию был передан список инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответ­ствии с медицинскими показаниями, для получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля в Республике Коми. Шеховцов Б.Ф. в указанный список включен не был л.д. 46-47,48-49, 53-62).

В соответствии с п.п. «б» п.1 Указа Президента РФ от 06.05.2008 №685 «О не­которых мерах социальной поддержки инвалидов», п.п. «в» п.2 Порядка предоставления форм списков инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицин­скими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовремен­ной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 №494н, пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 №495н «Об утверждении сроков выплат еди­новременной денежной компенсации отдельным категория инвалидов» инвалидам вследст­вие общего заболевания выплачивалась единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей взамен предоставления транспортного средства.

Согласно п.2 Постановления Правительством РФ от 12 сентября 2008 года № 670 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей лицам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля осуществляется за счет средств федерального бюджета пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Финансирование расходов на предоставление легковых автомобилей и выплату единовременной денежной компенсации осуществлялось в 2009 г.

Представленный Агентством РК по социальному развитию в адрес Минздравсоцразвития РФ дополнительный список, сформированный с учетом решения суда от 16 февраля 2009 года, принят не был, в связи с прекращением исполнения Минздравсоцразвития России обязательств, касающихся выплаты единовременной денежной компенсации по Указу Президента РФ N и отсутствием финансирования на данные цели.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 670 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Учитывая, что истцом заявление о предоставлении бесплатного транспортного сред­ства было подано до 1 января 2005 года, а так же, что им своевременно поданы документы в органы, ведущие учет льготников; бес­платно автотранспортные средства не получал; имел медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства; по вине Агентства РК по социальному развитию неправомерно был исключен из очереди вследствие вышеуказанной ошибки с 05.06.2008, исковые требования Шеховцова Б.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих о нов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Также в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2009 г. № 409 «О Министерстве финансов Республики Коми» Министерство финансов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивают в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Коми и координирующим деятельность в данной сфере министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Согласно пп. 56, 67, 68 п. 5 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми представляет в установленном порядке интересы Республики Коми по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета Республики Коми в судебных органах; исполняет судебные акты по искам к Республике Коми о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Коми; в установленном законодательством порядке организует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на среде республиканского бюджета Республики Коми по денежным обязательствам бюджетных учреждений Республики Коми.

В силу ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Таким образом, вред, причиненный истцу, ненадлежащим исполнением Агентством РК по социальному развитию обязанности по своевременному предоставлению в Минздравсоцразвития России сведений в отношении Шеховцова Б.Ф., в связи с чем, последний был лишен права на получение единовременной денежной выплаты взамен предоставления транспорт­ов средства в сумме 100 000 рублей, подлежит возмещению за счет казны Республики Ко­ми.

Поскольку от имени казны Республики Коми выступает Министерство финансов РК, соответственно взыскание должно быть произведено с Министерства финансов РК.

Единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб. не может быть взыскана с Управления социальной защиты населения г. Инты, Агентства Республики Коми по социальному развитию, так как единовременные денежные компенсации выплачивались не за счет средств указанных органов, а за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам социальной защиты населения специально на указанные цели. В настоящий момент денежные средства на финансирование мероприятий по выплате инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005, единовременных компенсаций органам социальной защиты не выделяются, взыскание указанной компенсации за счет средств, выделяемых указанным органам на другие цели недопустимо, поскольку это будет являться нецелевым расходованием денежных средств.

Не подлежат также удовлетворению требования к Министерству здравоохранения и социального развития, так как в соответствии с указанными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 670, обязанность выплачивать единовременные компенсации возложена на органы социальной защиты населения, Минздравсоцразвития только аккумулировало списки, направляемые органами социальной защиты населения и контролировало выплату компенсаций.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании требуемой суммы с Министерства финансов РФ. Суд взыскивает с Министерства финансов Республики Коми не сумму единовременной компенсации инвалиду вместо предоставления легкового автомобиля, а сумму убытков, которые понес истец в связи с ненадлежащим исполнением органами социальной защиты Республики Коми (Управлением социальной защиты г. Инты, Агентством Республики Коми по социальному развитию) своих обязанностей по формированию списка инвалидов, вставших на учет на получение автомобиля до 01.01.2005. В связи с этим суд признает несостоятельным довод Министерства финансов Республики Коми о том, что выплата единовременных компенсаций не является расходным обязательством Республики Коми.

Также суд признает несостоятельным доводы Министерства финансов Республики Коми о том, что реализация права инвалидов на получение единовременных денежных компенсаций носила заявительный характер. Истец выразил свою волю на получение автомобиля, так как он до 01.01.2005 состоял на учете, что не опровергается Управлением социальной защиты населения г. Инты л.д. 10, 17). В отзыве УСЗН прямо указано, что истец состоял на учете и был ошибочно исключен из списков 05.06.2008. 23.03.2009 истец обратился с заявлением о выплате единовременной компенсации повторно, после того, как узнал об исключении его из списков.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Шеховцова Б.Ф. 100 000 (сто тысяч) рублей.

Шеховцову Б.Ф. в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Инте, Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.В. Махнева

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2010.

Копия верна: судья Л.В. Махнева