О включении в специальный стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии



Дело № 2-5220\2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.

при секретаре Тезекбаевой Е.Н.,

с участием представителя истца Адеева Н.Н., представителя ответчика ГУ-УПФР в г. Инте Романовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 23 августа 2010 года дело по иску Беляева Г.Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в специальный стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии, взыскании невыплаченной пенсии с индексацией, расходов на оказание юридических услуг,

Установил:

Беляев Г.Л. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Инте РК о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, следующих периодов: работа Интинском здравотделе с __.__.__ по __.__.__, служба в Советской армии с __.__.__ по __.__.__, работа в Интинской ЦГБ с __.__.__ по __.__.__, работа в совхозе «Большая Инта» с __.__.__ по __.__.__. Также истец просит обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с __.__.__, взыскать с ответчика неполученную пенсию с индексацией в связи с инфляцией за период с __.__.__ по день рассмотрения дела, компенсировать представительские расходы в размере ____ руб. В обоснование своих требований истец указал, что с учетом имеющегося у него стажа работы пенсия должна быть назначена с __.__.__ по п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях». Кроме того, у истца достаточно стажа для выхода на пенсию по п.п. 13 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с понижением возраста 50 лет, истец обратился за назначением пенсии в 51 год.

В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Адеева Н.Н., что суд находит возможным.

Представитель истца по доверенности Адеев Н.Н. в суде иск поддержал, пояснил, что Беляев Г.Л. __.__.__ обратился в ГУ-УПФР в г. Инте с заявлением о назначении пенсии по п.п. 11 и п.п. 13 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». По расчету ответчика стаж лечебной деятельности истца на день обращения составлял менее 25 лет. При этом ответчик необоснованно исключил из данного стажа период работы истца в Интинском здравотделе в должности заведующего детскими яслями в ____ с __.__.__ по __.__.__ (26 дней). Истец имел диплом фельдшера и занимался в яслях также лечением детей. Истцу не учли в стаж лечебной деятельности службу в армии с __.__.__ по __.__.__ (02 года 01 месяц 24 дня). На основании постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 служба в армии учитывается в специальный стаж лечебной деятельности. Истец после службы в армии сразу же трудоустроился в Интинский здравотдел фельдшером оленеводческой бригады 8 отделения совхоза «Большая Инта». Кроме того, со слов истца известно, что в армии он работал медбратом в госпитале, хотя документально это не подтверждено. Стаж лечебной деятельности истца следует исчислить в полуторном размере, учитывая, что работа протекала в районах Крайнего Севера. С учетом вышеуказанных периодов, учтенных в полуторном размере, стаж лечебной деятельности истца составляет более 25 лет. От иска в части включения в стаж лечебной деятельности периода работы оленеводом совхоза «Большая Инта» с __.__.__ по __.__.__ представитель истца в суде отказался.

Представитель ГУ-УПФР в г. Инте РК Романова О.А. в суде заявленные требования не признала, пояснила, что Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, не предусмотрена должность заведующего детскими яслями, поэтому стаж работы истца __.__.__ в должности заведующего детскими яслями в ____ не засчитан в специальный стаж, предусмотренный п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». В деревнях в данный период времени от Интинского здравотдела работали фельдшеры, которые обслуживали и местное население и детские сады. В стаж лечебной деятельности не был засчитан период службы в армии по призыву, поскольку истец был призван в армию с работы, не связанной с лечебной деятельностью. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 в данном случае неприменимо. Кроме того, на день отмены данного постановления истцом не выработано 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии по специальности. Доказательства того, что истец во время службы в армии исполнял обязанности медбрата, отсутствуют, имеется документ о том, что истец проходил службу в звании сержанта. Работа истца фельдшером в оленеводческой бригаде совхоза «Большая Инта» с __.__.__ по __.__.__ засчитана в стаж лечебной деятельности в льготном порядке – 1 год учли за 1 год 3 месяца, так как работа протекала в сельской местности. Законных оснований для учета стажа лечебной деятельности в полуторном размере не имеется. В назначении пенсии с __.__.__ истцу обоснованно отказали в связи с недостаточностью специального стажа работы.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему. Производство по делу по иску о включении в стаж лечебной деятельности периода работы истца с __.__.__ по __.__.__ подлежит прекращению в связи с отказом от иска. В остальном суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Беляев Г.Л., __.__.__ года рождения, __.__.__ обратился в ГУ-УПФР в г. Инте с заявлением о назначении пенсии досрочно.

На основании п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ право на назначение досрочной пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

На день обращения за назначением пенсии стаж работы истца по п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», по расчету ГУ-УПФР в г. Инте, составил с учетом льготного исчисления (1 год работы за 1 год 3 месяца, так как работа протекла в сельской местности) всего 20 лет 09 месяцев 18 дней. В стаж работы ответчиком учтен период работы истца с __.__.__ по __.__.__ в качестве фельдшера оленеводческой бригады 8-го отделения совхоза «Большая Инта» и с __.__.__ по __.__.__ в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом оленеводческой бригады совхоза «Большая Инта».

В специальный стаж лечебной деятельности ответчиком не были включены следующие периоды: работа истца в Интинском здравотделе в должности заведующего детскими яслями в ____ с __.__.__ по __.__.__ (календарно 26 дней), служба в Советской армии с __.__.__ по __.__.__ (календарно 02 года 01 месяц 24 дня).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства от 22.09.1999 года № 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1.11.1999 года по Списку № 464 от 6.09.1991 года, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком № 1066 от 22.09.1999 года. По желанию гражданина правила, утвержденные Списком № 1066 от 22.09.1999 года, могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999 года.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 6.09.1991 года № 464, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается при назначении пенсии по п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не содержат наименования такого учреждения как детские ясли и такого наименования должности как заведующий детскими яслями.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Работа заведующего детскими яслями не предусматривает исполнения в течение полного рабочего дня обязанностей, связанных с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. На основании изложенного, отказ ГУ-УПФР в г. Инте учесть в стаж лечебной деятельности истца период работы заведующим детских яслей с __.__.__ по __.__.__ суд находит обоснованным.

В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п.п. «г» п. 1 указанного Положения, в стаж работы врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

Пунктом 4 указанного Постановления Совета Министров СССР предусматривалось, что время работы, указанной в п. 1 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.

Постановлением Конституционного суда РФ № 107-0 от 06 марта 2003 года разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

Истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР с __.__.__ по __.__.__ (02 года 01 месяц 24 дня), то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, после службы в армии устроился на работу фельдшером, соответственно, период службы в армии подлежит учету в стаж лечебной деятельности. Зачет периода службы в специальный стаж производится в календарном порядке, поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не предусматривает льготного порядка учета службы в армии в специальный стаж. Действующее законодательство не предусматривает зачет периодов службы в армии в специальный стаж.

Доводы представителя ответчика о том, что на день отмены постановления Совмина СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года (то есть на 22.09.1993 года) истец должен был выработать не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсии, суд находит необоснованными. Постановлением Совмина СССР предусматривалось, что 2\3 медицинского стажа в определенных законом учреждениях и должностях работник должен был отработать на день назначения пенсии, а не на день отмены указанного постановления.

Не подлежит удовлетворению требование истца об учете в стаж лечебной работы в полуторном размере периода работы с __.__.__ по __.__.__. Действующим пенсионным законодательством, а также законодательством, действовавшим в период работы истца, не предусмотрен учет в кратном порядке стажа лечебной деятельности, протекавшей в районах Крайнего Севера.

Согласно п. 5 вышеуказанных Правил от 29.10.2002 года лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, один год работы считается за один год и три месяца. Ответчик обоснованно произвел учет стажа работы истца фельдшером и заведующим фельдшерско-акушерским пунктом из расчета один год работы за один год и три месяца, поскольку работа протекала в сельской местности.

В иске о назначении пенсии с __.__.__ в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» истцу следует отказать в связи с недостаточностью стажа лечебной деятельности.

Также суд не находит законных оснований для назначения истцу пенсии по п.п. 13 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера, проработавшим не менее 25 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Подтверждается, что истец с __.__.__ по __.__.__ работал оленеводом совхоза «Большая Инта». До 01.01.2002 года ст. 94 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года предусматривалось исчисление стажа работы, протекавшей в РКС, в полуторном размере. С 01.01.2002 года вступил в законную силу Закон «О трудовых пенсиях в РФ», который не предусматривает кратного исчисления стажа работы, протекавшей в РКС. Ответчик правомерно учел стаж работы истца оленеводом с __.__.__ до 01.01.2002 года – в полуторном размере, с 01.01.2002 года по __.__.__ – в календарном размере. На день обращения за назначением пенсии стаж работы истца оленеводом, составил, таким образом, 16 лет 01 месяц 02 дня, что недостаточно для назначения трудовой пенсии по п.п. 13 п. 1 с т. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Суммирование стажа работ по п.п. 11 и п.п.13 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пунктом 3 Правил не предусмотрено.

В соответствии с п.п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3.08.1972 года № 590, в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в п.п. «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на пенсию, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы дающей право на пенсию на льготных основаниях.

Основания для учета в стаж, предусмотренный п.п. 13 п. 1 ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ», периода службы в армии отсутствуют, поскольку работа истца оленеводом не предшествовала службе в армии и не последовала за окончанием периода службы в армии.

Требование истца о понижении пенсионного возраста, установленного п.п. 13 п. 1 ст. 28 Закона «о трудовых пенсиях в РФ» удовлетворению не подлежит, в связи с тем, что данной нормой закона не предусмотрено понижение общеустановленного возраста при выходе на пенсию.

Поскольку суд отказал в удовлетворении требований истца о назначении трудовой пенсии с __.__.__, то также не подлежат удовлетворению требования о взыскании недоплаты пенсии с индексацией за период с __.__.__.

На основании ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика расходы на оказание представительских услуг в размере ____ руб., учитывая частичное удовлетворение требований истца, юридическую сложность дела, объем оказанной представителем работы (составление иска, участие в одном судебном заседании). В остальной части требований о возмещении представительских расходов истцу следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Инте Республики Коми включить Беляеву Г.Л. в специальный стаж, предусмотренный п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, период службы в армии с __.__.__ по __.__.__ в календарном порядке.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Инте Республики Коми в пользу Беляева Г.Л. расходы на оказание услуг представителя в размере ____ руб., а также госпошлину в доход местного бюджета в размере ____ руб.

Отказать Беляеву Г.Л. в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Инте Республики Коми о включении в специальный стаж, предусмотренный п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, периода работы с __.__.__ по __.__.__; учете периода работы с __.__.__ по __.__.__ в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев; назначении трудовой пенсии с __.__.__, взыскании невыплаченной пенсии с индексацией с __.__.__ по день рассмотрения дела; взыскании остальной части представительских расходов.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решение.

Судья- Н.А.Жуненко

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2010 года в 16 часов 00 минут.