О признании незаконным бездействия



Дело № 2-131/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Шевченко Е.В.,

при секретаре Екишеве Д.В.,

с участием помощника прокурора г.Инты Б.,

представителей ответчика (ОАО «Районная котельная №__») Фомичева Р.В. и
Пестовского О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 09 февраля 2011 года дело по иску прокурора города Инты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Районная котельная №__» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к бесперебойной подаче энергии на обслуживаемой ответчиком территории МОГО «Инта» Республики Коми, возложении на ответчика обязанности по приобретению и установке резервного источника питания предусмотренной категорией надежности для котельного оборудования, используемого ОАО «Районная котельная №__», расположенного ____,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Инты обратился в суд с вышеуказанным иском к ОАО «Районная котельная №__» в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование своих требований указал, что ОАО «Районная котельная №__» реализуя предоставленные уставом данного юридического лица полномочия, осуществляет услуги по обеспечению населения г.Инты тепловой энергией, эксплуатирует котельное оборудование, находящееся в здании котельной, расположенной ____. Ссылаясь на требования Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, ч.ч.1,2 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 Правила «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила), в частности п.п. 9,49, 76, 85 указанных Правил, статью 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.197 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», п.1.3 утвержденной Министерством топлива и энергетики РФ 24.11.1992 года «Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов», пункты 1.1, 1.3, 2.1.4 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», в исковом заявлении прокурор указал, что до настоящего времени на эксплуатируемом ОАО «Районная котельная №__» котельном оборудовании (находится в здании котельной, расположенной ____) не установлен соответствующий резервный источник питания (резервный электрогенератор) предусмотренный категорией надежности потребителя, что может привести к недопустимым сбоям и срывам в обеспечении населения теплом при возникновении чрезвычайной ситуации, что особенно опасно и недопустимо в зимний период времени. Имеющийся у ответчика дизель-генератор марки АД 100С-Т400 (100кВТ) не обеспечит электроэнергией используемое котельное оборудование в случае аварийного прекращения подачи электроснабжения. ОАО «Районная котельная №__» своевременно и в полном объеме не выполняет свои обязательства по обеспечению данной котельной резервными источниками электроэнергии.

Согласно отзыву на иск (л.д.39,89) ответчик не согласился с рассматриваемыми требованиями прокурора по тем основаниям, что котельная введена в эксплуатацию в __.__.__ году. Проект котельной разработан в __.__.__ году, согласно которому по степени надежности котельная относится к 1-ой категории потребителей. Категории электроприемников по надежности определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта в соответствии с п.1.2.17 Правил устройства электроустановок (ПЭУ), утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 года № 204. С учетом п.1.2.19 ПЭУ электроснабжение ОАО «Районная котельная №__» производится от централизованного внешнего источника с напряжением 35 кВ двумя независимыми вводами. Использование автономных (альтернативных) источников электроэнергии в любых (в том числе аварийных) ситуациях проектом котельной не предусмотрено. Электроприемники особой группы 1-ой категории, для которых ПЭУ предусматривается дополнительное питание от
третьего независимого резервирующего источника в ОАО «РК №__» отсутствуют.
Ответчик, предприняв все предусмотренные законом меры по бесперебойной подаче тепловой энергии потребителям, соблюдая условия договоров, заключенных с абонентами, бесперебойно подает тепловую энергию и теплоноситель в необходимых количествах и качестве.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал с тем уточнением, что просил установить ответчику срок для исполнения исковых требований –
6 месяцев, которые, по мнению прокурора, потребуются ответчику для заключения соответствующих договоров, поиска и доставки необходимого оборудования.

Представители ответчика Пестовский О.Н. и Фомичев Р.В. с требованиями прокурора не согласились, изложили суду доводы, по своему содержанию соответствующие отзыву на иск на л.д.39, 89, указывая как на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска прокурора так и на финансово-экономическую необоснованность и нецелесообразность затрат на установку дополнительного источника питания для действующего котельного оборудования, поскольку экономически невыгодная установка дополнительного источника питания по своей сути является строительством новой котельной.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав допрошенную в качестве специалиста Т., старшего госинспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Печорского управления Ростехнадзора, исследовав документы, как содержащимися в материалах дела, так и дополнительно представленные ответчиком и специалистом в настоящем судебном заседании, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Снабжение промышленных предприятий и жилищно-коммунального сектора тепловой энергией в горячей воде является одним из основанных видов деятельности ОАО «Районная котельная №__» (л.д.9).

Согласно раздела 2. «Электроснабжение» технического проекта ОАО «Районная котельная №__», по степени надежности электроснабжения данный объект относится к первой категории потребителей (л.д.46).

ОАО «Районная котельная №__» имеет право на получение паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2010-2011 г.г. (л.д.42), что отражено в акте проверки от __.__.__, подписанном комиссией, в которую вошли главный инженер ОАО «Районная котельная №__», начальник ПТО, представители Интинского территориального отдела Ростехнадзора, жилищной инспекции по РК, потребителя тепловой энергии – ООО <....> (л.д. 41).

Представленные суду ответчиком копии семи предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Печорского управления Ростехнадзора, адресованные ОАО «Районная котельная №__» за период с __.__.__ по __.__.__ свидетельствуют о том, что в числе рекомендуемых ответчику мероприятий отсутствуют указания о необходимости приобретения и установке резервного источника питания для котельного оборудования ОАО «Районная котельная №__» (л.д.73-79).

Согласно договору энергоснабжения электрической энергией №__ от __.__.__ с соответствующими протоколами, в том числе - разногласий от __.__.__, урегулирования разногласий от __.__.__, согласования урегулирования разногласий от __.__.__, заключенному между ОАО «Районная котельная
№__» (абонент) и ОАО «Комиэнергосбытовая компания» (Энергоснабжающая организация (л.д.94-115) данный договор не содержит со стороны ОАО «Районная котельная
№__» обязательства по установке дополнительного питания от третьего независимого источника питания, о чем свидетельствует протокол согласования урегулирования разногласий от __.__.__, согласно которому из условий договора №__ от __.__.__ исключен пункт 3.1.6.1. (л.д.109).

Допрошенная в качестве специалиста Т., старший госинспектор Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Печорского управления Ростехнадзора, с рассматриваемыми требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что требования прокурора об установлении дополнительного источника резервного источника питания для котельного оборудования ОАО «Районная котельная №__» противоречат действующему законодательству, в соответствии с которым ответчик в обязательном порядке не должен обеспечивать установку дополнительного источника питания, поскольку ОАО «Районная котельная №__» относится по степени надежности электроснабжения к первой категории потребителей, в соответствии с ПЭУ имеющая два независимых взаимно резервирующих источников питания (<....> и <....>), в случае перерыва электроснабжения от одного из них автоматически включается второй, не допуская перерывов в электроснабжении, что предусмотрено ПЭУ и проектом электроснабжения котельного оборудования. Кроме того, к дополнительному источнику питания ОАО «Районная котельная №__» относится генератор <....>. Электрооборудование ОАО «Районная котельная №__» постоянно проверяется соответствующей службой электросетей.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 197. Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 27.11.2010) "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

В соответствии с пунктом 113 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии резервный источник снабжения электрической энергией для первой или второй категории надежности устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии только в том случае, если это предусмотрено условием договора.

Согласно «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, котельной является комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенным для выработки теплоты. Системой теплопотребления признается комплекс тепловых энергоустановок с соединительными трубопроводами и (или) тепловыми сетями, которые предназначены для удовлетворения одного или нескольких видов тепловой нагрузки. Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Тепловая энергоустановка - энергоустановка предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Указанные «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (п.1.1.). Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (п.1.3.). Надзор за соблюдением требований «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора (п.1.6.). Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом (п.2.1.1.). Руководитель организации обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов (п.2.2.1.). Эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. (п. 2.3.1). Допуск в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п. 2.4.2.). Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке (п. 2.4.3). Комплексное опробование оборудования производится только по схемам, предусмотренным проектом (п.2.4.9). Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию (п.2.4.11). Техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России (п.2.6.4). Техническое состояние тепловых энергоустановок в процессе эксплуатации контролируется эксплуатирующим их персоналом (п.2.6.6). При несоблюдении «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», вызвавших нарушения в работе тепловой энергоустановки или тепловой сети, пожар или несчастный случай, персональную ответственность несут, в том числе руководители организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки за нарушения, происшедшие на руководимых ими предприятиях, а также в результате неудовлетворительной организации ремонта и невыполнения организационно-технических предупредительных мероприятий (п. 2.1.4.).

Согласно "Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов" (утв. Минтопэнерго РФ 24.11.1992, заказчик на строительство объекта (потребитель) обязан до начала проектирования и монтажа согласовать применение на своих объектах электрокотлов и других электронагревательных приборов (далее в тексте - электронагревательные приборы) с соответствующими организациями Минтопэнерго РФ (п.1.2.). При проектировании теплоснабжения различных потребителей необходимо рассматривать как альтернативный вариант получения тепла на отопление, горячее водоснабжение и технологические нужды применение теплонасосных установок, использование отработанных теплоносителей промышленных предприятий и электростанций (горячая вода и пар), нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнечная и геотермальная энергия, энергия ветра и морских приливов), биомассы, вторичных источников тепловой энергии (п.1.3.). Изготовлять электронагревательные приборы должны заводы и предприятия по техническим условиям, согласованным в установленном порядке (п.1.5.). Вопросы применения электроэнергии для технологических целей потребителей всех отраслей промышленности рассматривают и решают, в том числе энергонадзоры производственных объединений энергетики и электрификации Минтопэнерго РФ - при мощности до 5000 кВт в единице (п.2.1.). Для получения разрешений от организаций Минтопэнерго РФ на применение электроэнергии министерства и ведомства должны представить материалы, обосновывающие экономическую целесообразность ее использования в качестве энергоносителя и невозможность замены другим способом нагрева (пламенными печами, паровым нагревом, использованием вторичных ресурсов) (п.2.2.). Разрешаемые к применению электронагревательные приборы и подводки к ним должны также соответствовать "Правилам устройства электроустановок" (ПУЭ), "Правилам эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (п.6.2.).

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10") (далее по тексту - ПЭУ) категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (п.1.2.17.ПЭУ). В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий (п.1.2.18. ПЭУ). Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания. В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения. Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса (п.1.2.19. ПЭУ). Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин (п.1.2.10. ПЭУ).

Таким образом, анализ требований нормативных документов, регламентирующих деятельность тепловых энергоустановок, в частности ОАО «Районная котельная №__» в совокупности с пояснениями сторон, показаниями специалиста Т. - старшего госинспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Печорского управления Ростехнадзора, содержанием представленных суду документов, позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости приобретения и установки ответчиком - ОАО «Районная котельная №__» резервного источника питания, поскольку согласно проекту котельное оборудование данного производственного объекта обеспечено электроприемниками первой категории надежности, электроснабжение производится от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, перерыв электроснабжения при которых недопускается, поскольку при нарушении электроснабжения от одного из источников питания автоматически включается второй. Установка дополнительного резервного источника питания, обеспечивающего подачу тепла потребителям на основе топлива, использования отработанных теплоносителей промышленных предприятий и электростанций (горячая вода и пар), нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнечная и геотермальная энергия, энергия ветра и морских приливов), биомасс, вторичных источников тепловой энергии и др., проектом ОАО «Районная котельная №__» не предусмотрено и, как пояснил в судебном заседании специалист - госинспектора Ростехнадзора Т. для ОАО «Районная котельная №__» не требуется.

Суд находит обоснованными доводы представителей ответчика и специалиста Т. о том, что применяемое в ОАО «Районная котельная №__» электронагревание котлов технико – экономически обоснованно, дополнительных источников получения тепловой энергии не требует.

Действующим договором оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «Районная котельная №__» (абонент) и ОАО «Комиэнергосбытовая компания» (Энергоснабжающая организация» (л.д.94-115) установление резервного источника снабжения электрической энергией для ОАО «Районная котельная №__», имеющей электроприемники первой категории надежности, не предусмотрено.

Пункт 1.3. "Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов" (утв. Минтопэнерго РФ 24.11.1992) не свидетельствует об обязательности установки альтернативного варианта получения тепла на отопление, горячее водоснабжение при применении электрокотлов, а указывает на возможность рассмотрения альтернативных вариантов получения тепла при проектировании теплоснабжения различных потребителей.

Доказательств непринятия ответчиком (ОАО «Районная котельная №__») мер к бесперебойной подаче энергии на обслуживаемой предприятием территории МОГО «Инта» Республики Коми суду истцом не представлено.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Районная котельная №__» о признании незаконным бездействие ОАО «Районная котельная №__» в части непринятия мер к бесперебойной подаче энергии на обслуживаемой ОАО «Районная котельная №__» территории МОГО «Инта» Республики Коми.

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Районная котельная №__» о возложении на ОАО «Районная котельная №__» обязанности по приобретению и установке резервного источника питания предусмотренной категорией надежности для котельного оборудования, используемого ОАО «Районная котельная №__», расположенного ____, со сроком исполнения в 6 месяцев.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 –ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2011 года в 16 часов 00 минут.

Копия верна:

Судья Е.В. Шевченко