О признании отказа в перерасчете ЖКУ незаконным, перерасчете ЖКУ и взыскание расходов по уплате госпошлины



Дело № 2-147/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.

при секретаре Суровицыной А.А.

с участием истицы Савельевой Г.В.,

представителей ответчика Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" Алексеевой Ю.Э., Ковалевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном в г.Инте Республики Коми 21 февраля 2011 года дело по иску Савельевой Г.В. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" о признании отказа в перерасчете мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании произвести перерасчет и выплатить суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании уплаченной госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа в перерасчете мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании произвести перерасчет и выплатить суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2008 – 2010 годы, взыскании уплаченной госпошлины. В обоснование исковых требований указала, что является ветераном труда и имеет льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг. До __.__.__ она проживала по адресу: ____, вместе с сыном, невесткой, внуками, всего 5 человек. Льгота предоставлялась по оплате горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в размере 50% от их стоимости в целом по квартире, льгота по оплате содержания жилого дома, уборке лестничных клеток, вывоз бытовых отходов, отопление и текущий ремонт дома с учетом проживающих не имеющих льгот. С __.__.__ она проживает одна. Льгота предоставлялась в виде скидки по оплате ЖКУ, которую рассчитывало ООО <....> и указывало в счете. С 01.06.2008 льготы стали предоставляться в денежной форме согласно представленной информации о начисленных суммах льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Перерасчет льготы ей произведен ответчиком с __.__.__.

В предварительном судебном заседании 27.01.2011 истица уточнила исковые требования: просила произвести перерасчет по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с __.__.__ по __.__.__, в остальной части исковые требования поддержала.

В судебном заседании истица отказалась от исковых требований к ответчику об обязании произвести перерасчет и выплатить суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с __.__.__ по __.__.__, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчика исковые требования Савельевой Г.В. не признали в полном объеме по тем основаниям, что сведения о членах семьи, зарегистрированных совместно с получателем мер социальной поддержки, предоставляются самим получателем указанных мер. Справка о составе семьи истицей была представлена в 2007 году, датируется __.__.__, где ее семья состоит из 5 человек. В соответствии с Правилами №115 гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязан своевременно предоставлять в центр по предоставлению государственных услуг, принявший решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сведения о произошедших в условиях его проживания в многоквартирном доме изменениях и в системе договорных отношений с поставщиками услуг. В случае возникновения обстоятельств, влекущих изменение объема или прекращение предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, граждане обязаны в течение месяца со дня наступления указанных обстоятельств известить об этом центры по предоставлению государственных услуг по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств. Документ, подтверждающий изменение состава семьи истицы, был предоставлен ею __.__.__, с указанной даты ей изменился размер мер социальной поддержки.

Представитель третьего лица – Управляющая компания ООО <....>, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Определением Интинского суда от 21.02.2011 производство по делу по иску Савельевой Г.В. к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" в части обязания произвести перерасчет и выплатить суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с __.__.__ по __.__.__ прекращено в связи с отказом истца от иска в соответствующей части.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Савельевой Г.В. присвоено звание "Ветеран труда", является получателем трудовой пенсии с __.__.__ и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством для лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда" (л.д. 104-105).

В соответствии со ст.11 Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12.11.2004 №55-РЗ (далее – Закон РК от 12.11.2004) лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе: оплата в размере 50 процентов указанным лицам и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 50 процентов указанным лицам коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Согласно ст.20.1 Закона РК от 12.11.2004 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми.

С июня 2008 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В целях реализации Закона РК от 12.11.2004, а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Правительством Республики Коми Постановлением от 05.05.2009 №115 установлен региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, применяемый для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления (теплоснабжения), установленных Законом РК от 12.11.2004, и утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила №115).

В соответствии с п.3 Правил №115 для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин или лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в центр по предоставлению государственных услуг по месту жительства следующие документы, в том числе: заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с указанием способа доставки - на счет в финансово-кредитном учреждении или почтовым переводом; паспорт; документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; справку с места жительства о составе семьи и размере общей площади жилого помещения (повторно представляется в случаях изменения места жительства, состава семьи и (или) размера общей площади жилого помещения) с указанием степени родства членов семьи.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.

Согласно п.13 Правил №115 расчет суммы компенсации выполняется исходя из начисленных сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, занимаемого размера общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

При этом, в силу п.14 указанных Правил расчет суммы компенсации выполняется центрами по предоставлению государственных услуг на основе сведений организаций о начисленных суммах платежей (с перерасчетом) за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), полученных на основании заключенных между центрами по предоставлению государственных услуг и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и обмена файлами формата DBF в электронном виде. В случае отсутствия сведений организаций о начисленной сумме платежей (с перерасчетом) за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных) сумма компенсации определяется на основании представляемых гражданами в центры по предоставлению государственных услуг платежных документов, выданных им организациями и содержащих указанные сведения.

Таким образом, законодателем установлено, что расчет суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится исходя из начисленных сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставленных организациями, поставляющими жилищно-коммунальные услуги, с которыми заключены договоры об информационном взаимодействии. При этом обязанность по предоставлению в центры по предоставлению государственных услуг необходимых для расчета компенсации документов возложена на гражданина.

Судом установлено, что истицей ответчику была представлена справка о составе семьи от __.__.__, согласно которой состав семьи истицы – 5 человек (л.д. 101), в связи с чем меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывались ответчиком исходя из состава семьи истицы 5 человек.

Согласно справки МУ "Служба заказчика" от __.__.__ №__ с __.__.__ истица проживает одна (л.д. 8).

Савельевой Г.В. __.__.__ ответчику была представлена справка МУ "Служба заказчика" от __.__.__ №__ (л.д. 97) и с __.__.__ ей был произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из состава семьи истицы 1 человек.

Учитывая, что истица своевременно не сообщила ответчику об изменениях, произошедших в составе семьи, суд приходит к выводу о законности действий ответчика об отказе произвести Савельевой Г.В. перерасчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с __.__.__ по __.__.__.

Ссылка истицы на п. 15 Правил №115 является неправомерной.

В соответствии с п.15 Правил №115 назначенные суммы компенсаций, которые не были получены гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за их получением. Исходя из буквального толкования указанного пункта, выплачиваются суммы, которые гражданину были начислены, но не выплачены. Истице же начисленные суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были выплачены в соответствии с предоставленными истицей документами и сведениями о фактически начисленных суммах за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифах за физическую единицу и количестве физических единиц по нормативу потребления услуг, предоставленных организациями, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Кроме того, указанные Правила №115 не предусматривают перерасчет мер социальной поддержки за прошлое время при изменении обстоятельств, о которых гражданин обязан сообщать в центр по предоставлению государственных услуг.

При таких обстоятельствах исковые требования Савельевой Г.В. к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" о признании отказа в перерасчете мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании произвести перерасчет суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с __.__.__ по __.__.__ подлежат отклонению.

Поскольку требования о выплате суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и взыскании уплаченной госпошлины являются производными от требований о признании отказа в перерасчете мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, в удовлетворении которых отказано, то указанные требования также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Савельевой Г.В. в удовлетворении иска к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" о признании отказа в перерасчете мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании произвести перерасчет и выплатить суммы компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с __.__.__ по __.__.__, взыскании уплаченной госпошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

И.М.Румянцева

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2011 в 16 часов.