О признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором



Дело № 2-1260/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Шевченко Е.В.,

при секретаре Петрове С.Г.,

с участием прокурора Вертинской Г.В.,

представителя ответчика – МОУ "СОШ № 5" Аксютиной Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 15 августа 2011 года дело по иску прокурора г. Инта в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5" о признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором и понуждении оградить указанную территорию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Инты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5" о признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором и понуждении оградить указанную территорию.
В обоснование своих требований указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой
г. Инты в рамках надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, выявлены нарушения требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений, предотвращению нарушений общественного порядка. В результате проверки установлено, что территория МОУ "СОШ № 5" не имеет ограждения. Установка ограждений территорий школ является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в образовательных учреждениях, поскольку, исходя из требований ст. 1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В результате несоблюдения МОУ "СОШ № 5" требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.

Представитель ответчика МОУ "СОШ № 5" Аксютина Е.Я., являющаяся исполняющим обязанности директора МОУ «СОШ № 5», действующая на основании приказа (л.д. 51) и п.5.19.1. Устава МОУ «СОШ № 5» (л.д.15-оборот) в судебном заседании признала исковые требования прокурора в части необходимости ограждения территории школы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, не соглашаясь при этом с требованием о признании незаконным бездействия МОУ «СОШ № 5» по установлению указанного ограждения, пояснив суду о том, что администрацией школы постоянно принимались меры к выделению средств из бюджета на данные цели, однако финансирование установки ограждения школы заложено только на 2012 год.

Представитель третьего лица – Администрация МОГО "Инта" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, но с исполнением решения в 2012 году, считая, что данные расходы должны быть заложены в бюджет МОГО "Инта" на 2012 год. В бюджете МОГО "Инта" на 2011 год не предусмотрены средства на ограждение территорий муниципальных образовательных учреждения (л.д. 37-38). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Помощник прокурора г.Инты Вертинская Г.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, считая, что представителем ответчика не доказано отсутствие бездействия к установлению ограждения территории школы, предусмотренного санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, как вступающими в силу с 01.09.2011 года, так и действующими с 2002 года.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой города Инта проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5", в ходе проверки выявлено, что территория Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5" не имеет ограждения.

В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 7 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Согласно ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.

Общие требования к условиям обучения установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, согласно п. 2.2.3. которых территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м.

В соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, вступающими в силу с 01 сентября 2011 года, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.

Установка ограждений территорий школ является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в образовательных учреждений, поскольку исходя из требований ст.1 Закона Российской Федерации "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу положений ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, материалами дела установлено, что в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 5" имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Наличие указанных нарушений МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" не оспаривается.

Исходя из требований действующего законодательства к образовательным учреждениям доводы представителей МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", администрации МОГО "Инта", о том, что в бюджете МОГО "Инта" на 2011 год не предусмотрены средства на ограждение территорий муниципальных образовательных учреждении суд признает несостоятельными, поскольку, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Доводы представителя ответчика МОУ СОШ № 5 Аксютиной Е.Я. о том, что сотрудники школы № 5 неоднократно обращались с ходатайствами о необходимости выделения средств на финансирование мероприятий, связанных с установкой ограждения, в совокупности с ею же представленными документами, суд считает недостаточными для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия ответчика незаконным.

Как следует из копий ходатайств и заявлений, предоставленных и.о.директора МОУ «СОШ № 5» Аксютиной Е.Я., с вопросом об оказании помощи в установлении ограждения территории школы ответчик стал обращаться только с 23 мая 2011 года (л.д.59). Доказательств, свидетельствующих об отсутствии бездействия ответчика в период времени, предшествующий указанной дате, суду не представлено.

До санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, которые вводятся в действие с 01 сентября 2011 года, действовали Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, согласно
п. 2.2.3. которых территория участка общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором высотой 1,5 м.

Согласно п.п.2.4.19. Устава являющийся юридическим лицом ответчик (МОУ «СОШ № 5»), для реализации основных целей и поставленных перед ним задач имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с санитарными нормами и требованиями в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, в настоящее время территория участка образовательного учреждения не ограждена забором.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств, которые подтвердили бы наличие его действий, направленных на установку ограждения территории школы в период действия Санитарно-эпидемиологические правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, то суд считает требования прокурора обоснованными в полном объеме.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Предъявление прокурором иска в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5" суд находит обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению, поскольку нарушены права обучающихся.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования прокурора в полном объеме, принимая частичное признание иска, заявленное представителем ответчика, которое суд находит не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5", выражающееся в неисполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5" оградить территорию участка образовательного учреждения забором в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шевченко

о