Дело № 2-1260/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шевченко Е.В., при секретаре Петрове С.Г., с участием прокурора Вертинской Г.В., представителя ответчика – МОУ "СОШ № 5" Аксютиной Е.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 15 августа 2011 года дело по иску прокурора г. Инта в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5" о признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором и понуждении оградить указанную территорию, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Инты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5" о признании незаконным бездействия по неисполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором и понуждении оградить указанную территорию. Представитель ответчика МОУ "СОШ № 5" Аксютина Е.Я., являющаяся исполняющим обязанности директора МОУ «СОШ № 5», действующая на основании приказа (л.д. 51) и п.5.19.1. Устава МОУ «СОШ № 5» (л.д.15-оборот) в судебном заседании признала исковые требования прокурора в части необходимости ограждения территории школы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, не соглашаясь при этом с требованием о признании незаконным бездействия МОУ «СОШ № 5» по установлению указанного ограждения, пояснив суду о том, что администрацией школы постоянно принимались меры к выделению средств из бюджета на данные цели, однако финансирование установки ограждения школы заложено только на 2012 год. Представитель третьего лица – Администрация МОГО "Инта" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, но с исполнением решения в 2012 году, считая, что данные расходы должны быть заложены в бюджет МОГО "Инта" на 2012 год. В бюджете МОГО "Инта" на 2011 год не предусмотрены средства на ограждение территорий муниципальных образовательных учреждения (л.д. 37-38). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Помощник прокурора г.Инты Вертинская Г.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, считая, что представителем ответчика не доказано отсутствие бездействия к установлению ограждения территории школы, предусмотренного санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, как вступающими в силу с 01.09.2011 года, так и действующими с 2002 года. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что прокуратурой города Инта проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5", в ходе проверки выявлено, что территория Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5" не имеет ограждения. В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 7 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Согласно ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека. Общие требования к условиям обучения установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, согласно п. 2.2.3. которых территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. В соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, вступающими в силу с 01 сентября 2011 года, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Установка ограждений территорий школ является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в образовательных учреждений, поскольку исходя из требований ст.1 Закона Российской Федерации "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу положений ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, материалами дела установлено, что в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 5" имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Наличие указанных нарушений МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" не оспаривается. Исходя из требований действующего законодательства к образовательным учреждениям доводы представителей МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", администрации МОГО "Инта", о том, что в бюджете МОГО "Инта" на 2011 год не предусмотрены средства на ограждение территорий муниципальных образовательных учреждении суд признает несостоятельными, поскольку, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Доводы представителя ответчика МОУ СОШ № 5 Аксютиной Е.Я. о том, что сотрудники школы № 5 неоднократно обращались с ходатайствами о необходимости выделения средств на финансирование мероприятий, связанных с установкой ограждения, в совокупности с ею же представленными документами, суд считает недостаточными для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия ответчика незаконным. Как следует из копий ходатайств и заявлений, предоставленных и.о.директора МОУ «СОШ № 5» Аксютиной Е.Я., с вопросом об оказании помощи в установлении ограждения территории школы ответчик стал обращаться только с 23 мая 2011 года (л.д.59). Доказательств, свидетельствующих об отсутствии бездействия ответчика в период времени, предшествующий указанной дате, суду не представлено. До санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, которые вводятся в действие с 01 сентября 2011 года, действовали Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, согласно Согласно п.п.2.4.19. Устава являющийся юридическим лицом ответчик (МОУ «СОШ № 5»), для реализации основных целей и поставленных перед ним задач имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с санитарными нормами и требованиями в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств. Как следует из материалов дела, в настоящее время территория участка образовательного учреждения не ограждена забором. Поскольку ответчиком не представлено доказательств, которые подтвердили бы наличие его действий, направленных на установку ограждения территории школы в период действия Санитарно-эпидемиологические правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, то суд считает требования прокурора обоснованными в полном объеме. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Предъявление прокурором иска в суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5" суд находит обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению, поскольку нарушены права обучающихся. Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования прокурора в полном объеме, принимая частичное признание иска, заявленное представителем ответчика, которое суд находит не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5", выражающееся в неисполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия мер к ограждению территории участка образовательного учреждения забором. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5" оградить территорию участка образовательного учреждения забором в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Е.В. Шевченко о
В обоснование своих требований указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой
г. Инты в рамках надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, выявлены нарушения требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений, предотвращению нарушений общественного порядка. В результате проверки установлено, что территория МОУ "СОШ № 5" не имеет ограждения. Установка ограждений территорий школ является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в образовательных учреждениях, поскольку, исходя из требований ст. 1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В результате несоблюдения МОУ "СОШ № 5" требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.
п. 2.2.3. которых территория участка общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором высотой 1,5 м.