О признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях



Дело № 2-1479/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Жуненко Н.А.

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием истицы Киселевой Н.К., представителя истицы Судомойкиной З.В., представителя ответчика администрации МОГО «Инта» Автуховой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 27 сентября 2011 года дело по иску Киселевой Н.К. к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о признании незаконным отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях от __.__.__ №__, понуждении принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Киселева Н.К. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Инта» о признании незаконным отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях от __.__.__ №__, понуждении администрацию МОГО «Инта» принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В суде истица заявленные требования поддержала, пояснила, что __.__.__ представила в администрацию МОГО «Инта» заявление о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с учетом дочери и внука. К заявлению истица приложила все необходимые документы согласно списка, который ей вручила работник жилищного отдела. Претензий по поводу полноты и правильности представленных истицей документов у работников жилищного отдела не было. __.__.__ истица получила ответ администрации МОГО «Инта» от __.__.__, в котором ей было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что не утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года. В __.__.__ истица выехала в отпуск и не была осведомлена о времени утверждения указанной в ответе средней рыночной стоимости. Кроме того, весь необходимый пакет документов истица собирала около месяца и представила его в администрацию МОГО «Инта» в __.__.__. Времени для сбора нового пакета документов до отъезда в отпуск у истицы не было. Заявительница полагает, что отказ администрации МОГО «Инта» не основан на законе и просит обязать ответчика поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях со дня подачи заявления либо с 31.05.2011.

Представитель истца по доверенности Судомойкина З.В. в суде требования своего доверителя поддержала полностью.

Представитель ответчика МОГО «Инта» по доверенности Автухова Н.Б. в суде иск не признала, пояснив, что в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях с __.__.__ истице отказано правомерно, поскольку для решения вопроса об отнесении Киселеву Н.К. и членов ее семьи к малоимущим необходимо было принять постановление о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости принадлежащего им имущества на 2 квартал 2011 года. Данное решение принимается администрацией МОГО «Инта» после утверждения Минархстроем РК средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. 30.05.2011 в администрацию МОГО «Инта» поступил приказ Минархстроя РК от 12.05.2011 об установлении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года, в связи с чем 31.05.2011 администрацией МОГО было издано постановление об установлении на 2 квартал 2011 года размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и размера стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Согласно представленного в __.__.__ Киселевой Н.К. полного пакета документов истица и члены ее семьи являлись малоимущими, но решение о постановке на учет может быть принято не позднее месяца со дня подачи заявления. Истице следует вновь обратиться в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с новым пакетом документов, поскольку с __.__.__ могло измениться имущественное положение истицы и членов ее семьи.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что __.__.__ истица обратилась в администрацию МОГО «Инта» с просьбой принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека. К заявлению истица приложила все необходимые для решения вопроса нуждаемости в жилых помещениях документы, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Письмом администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ Киселевой Н.К. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Отказ ответчик обосновал отсутствием утвержденной на дату дачи ответа средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года, необходимой для признания граждан малоимущими в соответствии с Законом РК от 10.11.2005 № 119-РЗ. Истице было разъяснено ее право повторно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предварительно узнав по телефону администрации об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года.

Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета МОГО «Инта» от 23.06.2005 года № 392 установлена учетная норма площади жилого помещения на территории МОГО «Инта» (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 11 кв.м. на человека.

В собственности Киселевой Н.К. находится квартира по ____, общей площадью <....> кв.м. В квартире кроме истицы зарегистрированы и проживают ее дочь Г. и внук С., __.__.__ г. рождения. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по <....> кв.м. (29 : 3) общей площади жилья, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории МОГО «Инта».

В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 данной статьи). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 данной статьи). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 данной статьи). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5 данной статьи).

Статьей 49 Жилищного Кодекса РФ определено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящем Кодексе основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, в установленном настоящим Кодексам порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Республики Коми» установлено, что малоимущими гражданами для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Малоимущими признаются граждане, размер дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышают установленных органами местного самоуправления размеров.

Постановлением администрации МОГО «Инта» от 31.05.2011 г. № 5/1163 установлен на 2 квартал 2011 года размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в сумме 8627 руб., а также размер стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и их семей для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в сумме, не превышающей на каждого члена семьи 84210 руб.

В __.__.__ истицей представлены ответчику документы в полном соответствии с перечнем документов, перечисленных в ст. 2 Закона РК от 10.11.2005 г. № 119-РЗ для определения размера среднедушевого дохода семьи с целью признания малоимущей для предоставления по договорам социального найма муниципального жилья. Согласно указанным документам доход, приходящийся на каждого члена ее семьи, не превышает 8627 руб.; размер стоимости имущества, находящегося в собственности истицы и членов ее семьи, не превышает 84210 руб.

Таким образом, на __.__.__ истица и члены ее семьи фактически являлись малоимущими и были обеспечены жилой площадью менее учетной нормы, то есть истица вправе была претендовать на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика в суде подтвердила, что Киселева Н.К. и члены ее семьи были бы признаны малоимущими и поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, если бы на __.__.__ Минарстрой РК утвердил среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года.

Между тем, дата утверждения Минарстроем РК средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2 квартал 2011 года (апрель, май и июнь 2011 года) по закону не может являться основанием для отказа в принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (5 лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий).

В силу ч. 2 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Также частью 1 статьи 3 Закона РК от 10.11.2005 г. № 119-РЗ определено, что основанием для отказа в признании семьи малоимущей для предоставления ей по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда является предоставление гражданином неполных или недостоверных сведений. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона РК граждане имеют право повторно обратиться в орган местного самоуправления после устранения указанных в части 1 настоящей статьи оснований.

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что гражданину можно отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, если им не представлены соответствующие документы.

Учитывая, что достаточность предоставленных истицей __.__.__ для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях документов ответчиком не оспаривалась и не оспаривается, отказ ответчика от __.__.__ №__ в нарушение требований ч. 2 ст. 54 ЖК РФ не содержит ссылки на конкретную норму ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации МОГО «Инта» принять истицу на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи ею заявления __.__.__.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации Муниципального образования городского округа «Инта» от __.__.__ №__ в принятии Киселеву Н.К. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать администрацию Муниципального образования городского округа «Инта» принять Киселеву Н.К. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека (дочь Г., внук С.) с даты подачи заявления __.__.__.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения.

Судья Н.А. Жуненко

Решение изготовлено в совещательной комнате 27 сентября 2011 года в 15 часов 00 минут.