Об устранении нарушений по ценным бумагам



Дело № 2-1622/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Москвичевой Л.П.,

при секретаре Шуляк Н.В.,

с участием прокурора Феоктистова В.В., представителя ответчика Ермолаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инта 26 октября 2011 года дело по заявлению прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аргус», третье лицо Территориальный отдел по Республике Коми РО ФСФР России в СЗФО об обязании направить в ТО по РК РО ФСФР России в СЗФО отчетность эмитента, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, отчет об исполнении предписания

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Инта обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аргус» об обязании предоставить отчетность эмитента, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ТО по РК РО ФСФР в СЗФО 21.04.2011г. направил ЗАО «Аргус» предписание о предоставлении отчетности эмитента, осуществляющего ведение реестра ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг за 2009 год, предписание ответчиком было получено 10 мая 2011г., но до настоящего времени отчет о его выполнении не представлен., предписание не исполнено.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что ЗАО «Аргус» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсного управляющего нельзя обязать предоставить информацию, которая указана в иске прокурора, это не входит в его обязанности, законом «О несостоятельности ( банкротстве)» это не предусмотрено. Так как ЗАО «Аргус» признано банкротом, то предписание от 21.04.2011г. оно исполнять не должно.

Территориальный отдел по Республике Коми регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО ( РО ФСФР России в СЗФО) направил отзыв на иск, в котором указал, что требования прокурора являются законными и обоснованными, информация необходима для осуществления Региональным отделением своей законной деятельности. В соответствии с п.2, 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208 –ФЗ «об акционерных обществах», акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестров акционеров Общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации Общество. Контроль за исполнением указанных требований законодательства возложен на ФСФР России и ее территориальные органы. Предписание ответчиком не исполнено до настоящего времени. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, что суд находит возможным.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО «Аргус» является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ. Уставный капитал ЗАО «Аргус» разделен на 10 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью <....> рублей. Решением Арбитражного суда РК от 30.05.2011г. ЗАО «Аргус» признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство. Определением Арбитражного суда РК от 29.09.2011г. срок конкурсного производства продлен до 22.12.2011г.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрена обязанность акционерных обществ раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

21.04.2011г.. Территориальный отдел по Республике Коми РО ФСФР России в СЗФО направил ответчику предписание об устранении нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в связи с тем, что не была представлена отчетность за 2009 год, что является нарушением пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009г. № 09-33\пэ-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

Пунктом 1 Приказа от 13.08.2009г. установлено, что в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества обязаны соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные настоящим Приказом.

В соответствии с п. 3 Приказа от 13.08.2009 N 09-33/пз-н, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения, содержащую следующую информацию:

1) общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);

2) сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;

3) сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");

4) сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам в письме от 11.02.2010 N 10-ВМ-02/2620 "О порядке применения приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" также разъяснила, что во исполнение пункта 3 приказа акционерным обществам следует представить отчетность за 2009 год в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения не позднее 15.02.2010.

До настоящего времени, как установлено в судебном заседании, эти требования ответчиком не выполнены. Отчетность за 2009 год не представлена в ТО по Республике Коми ФСФР в связи с чем и было выдано ответчику предписание от 21.04.2011г.

В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и обязательны для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, является Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 г. N 206).

Положением о РО ФСФР в СФО, утвержденным приказом ФСФР от 12.03.2010 г. N 10-47/пз, предусмотрено право Регионального отделения выносить в отношении эмитентов (в том числе акционерных обществ) предписания, обязательные для исполнения, в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2 данного закона, так как на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то на него распространяются и все требования, установленные федеральными законами для руководителя. Осуществляя полномочия руководителя общества, конкурсный управляющий должен обеспечить соблюдение обществом федерального законодательства, исполнение им предусмотренных законом обязанностей, в том числе обязанностей по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, поэтому ссылка представителя ответчика о том, что в связи с тем, что в отношении ЗАО «Аргус» введено конкурсное производство, конкурсный управляющий не вправе предоставлять отчетность в ТО ФСФР в СЗФО, на законе не основана, и не может быть принята судом во внимание. Также ответчик обязан направить в ТО по РК РО ФСФР в СЗФО отчет об исполнении предписания.

На основании изложенного, исковые требования прокурора города Инта подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора г. Инта удовлетворить.

Обязать ЗАО «Аргус» в срок до 01.02.2012 года направить в Территориальный отдел Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО следующие сведения :

- общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирмен­ное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страни­ца) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реест­ра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного ат­тестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);

- сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых сче­тов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных приви­легированных акций;

- сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наиме­нование уполномоченного государственного или муниципального органа, специа­лизированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реест­ре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количе­ство привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "зо­лотая акция;

- сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с пе­ререгистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с ука­занием основания проведения операций, количества проведенных операций и ко­личества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате насле­дования, по решению суда, в иных случаях.

- заверенную в надлежащем порядке копию действующих правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

Обязать ЗАО «Аргус» предоставить в Территориальный отдел по РК РО
ФСФР России в СЗФО отчет об исполнении Предписания о нарушения законодательства «О рынке ценных бумаг», выданного 21.04.2011г. РО ФСФР России в СЗФО в срок до 01.02.2012г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд.

Судья Л.П. Москвичева

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере в совещательной комнате 27.10.2011г. в 14-00 час.