Об обязании обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание



Дело № 2- 1700/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Москвичевой Л.П.,

при секретаре Шуляк Н.В.,

с участием прокурора Тарасовой Л.И., представителя ответчика Магомедовой Л.А., представителя ответчика – администрации МОГО «Инта» Автуховой Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инта 13 октября 2011 года дело по заявлению прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к МУК « Централизованная библиотечная система», администрации МОГО «Инта» об обязании обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание МУК «Централизованная библиотечная система»

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Инты обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к МУК «ЦБС», администрации МОГО «Инта» об обеспечении условий беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание МУК «Централизованная библиотечная система» путем установки пандуса на крыльцо здания МУК «ЦБС», расположенного по адресу: ____ в срок до 10.01.2011г. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки были выявлены факты нарушения прав инвалидов со стороны МУК « ЦБС», а именно при входе в здание библиотеки не установлены пандусы - наклонные поверхности.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила предоставить для установки пандуса срок до 01 июля 2012 года

Представитель администрации МОГО «Инта» исковые требования не признала, пояснив, что администрация МОГО «Инта» надлежащим ответчиком не является. Финансируется МУК «ЦБС» из местного бюджета и для установки пандуса необходимо заложить в местный бюджет средства на соответствующий финансовый год.

Представитель МУК « Централизованная библиотечная система» полагала разрешить спор по усмотрению суда, пояснив, что имеется проект установки пандуса еще в 2003 году, но из-за отсутствия средств пандус установлен не был. Собственных средств для его установки не имеется. МУК «ЦБС» финансируется из местного бюджета.

Заслушав ответчиков, прокурора, полагавшую иск удовлетворить, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, принятой 09.12.1975 Резолюцией 3447(XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его (или ее) семье (п. 2).

Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования (п. 8).

Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, она предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В судебном заседании установлено, что в МУК «ЦБС» не установлен пандус на крыльцо здания в нарушение требований, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Градостроительного кодекса РФ, чем нарушены права МГН, инвалидов для беспрепятственного доступа к МУК «ЦБС» как к объекту социальной инфраструктуры.

В 2003 году Постановлением Главы администрации МО «Город Инта» был утвержден акт выбора земельного участка (л-д 28), было выдано архитектурно-планировочное задание, разработан в соответствии со СНиП 35-01 -2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» проект устройства пандуса к зданию библиотеки по ____. Следовательно, имеется и техническая возможность установки пандуса.

МУК «ЦБС» является муниципальным учреждением культуры и занимаемое здание по ____ передано учреждению на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью. Согласно статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Таким образом, в силу закона МУК «ЦБК» обязано обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов-колясочников в помещение библиотеки, требования прокурора г. Инта в этой части подлежат удовлетворению. Администрация МОГО «Инта» не является надлежащим ответчиком, поэтому в иске к администрации МОГО «Инта» следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать МУК « Централизованная библиотечная система» обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание МУК «Централизованная библиотечная система» : в срок до 01 июля 2012 года установить пандус ( наклонную поверхность для беспрепятственного въезда инвалидов) на крыльцо здания, расположенного по ____.

В иске к администрации МОГО «Инта» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Коми через Интинский федеральный райсуд.

Судья Л.П. Москвичева

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере в совещательной комнате 17.10.2011г. в 14 час. 30 мин.