Дело № 2-1825/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А., при секретаре Горячеве Д.В., с участием представителя истца Судомойкиной З.В., представителя ответчика ГУ-УПФР в г. Инте Мазепа Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 16 ноября 2011 года дело по иску Реннера А.Я. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании незаконными действий, перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения заработков, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Реннер А.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (далее - ГУ-УПФР в г. Инте) о признании незаконными действий ответчика в части установления при расчете размера его пенсии отношения заработков за работу в РКС в размере 1,4; перерасчете пенсии с __.__.__ с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1,7; взыскании недополученной пенсии за период с __.__.__ по день рассмотрения дела в суде с учетом индексации, расходов по оплате услуг представителя в размере <....> рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что __.__.__ ему была назначена пенсия по старости. При расчете пенсии ответчик применил отношение заработков в размере 1,4, поскольку для расчета был принят заработок истца, к которому применялся районный коэффициент 1,3. В данный период времени истец работал в г. Усинске, но проживал в г. Инте, поэтому вправе претендовать на применение повышенного отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ – 1,7. В суд истец не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие с участием представителя Судомойкиной З.В. В судебном заседании представитель истца Судомойкина З.В. поддержала исковые требования своего доверителя в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Мазепа Р.И. в судебном заседании исковые требования полностью не признал, пояснил, что __.__.__ Реннеру А.Я. была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсионный капитал истца с момента назначения пенсии был исчислен из заработка за период работы с 01.01.2000 по 31.12.2001. При этом отношение среднемесячного заработка истца за вышеуказанный период к среднемесячной заработной плате по стране составляло <....>, но при расчете пенсии учтено в размере 1.4. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета заявитель по состоянию на 31.12.2001 работал в районах Крайнего Севера, где в заработной плате применялся коэффициент 1,3. Следовательно, максимальное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране должно быть учтено в размере не свыше 1,4. Согласно статье 27 Конституции РФ и Федеральному Закону от 25.06.1993 №5442-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В Постановлении Конституционного суда РФ от 04.04.1996 № 9-П отражено, что регистрация по месту жительства или пребывания представляет собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, место проживания застрахованных лиц на 31.12.2001 определяется с учетом их факта работы в определенном районе (местности), а не только па основании регистрации по месту жительства. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению. Требования истца о взыскании недоплаченной пенсии с индексацией за период с __.__.__ суд выделяет в отдельное производство для истребования дополнительных документов о размере пенсии истца. Судом установлено, что ГУ-УПФР в г. Инте выплачивает Реннеру А.Я., __.__.__ рождения, с __.__.__ пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 года № 22 по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждено разъяснение № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей». В п. 1 постановления указано, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9; предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года применяется (независимо от вида пенсии) для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также разъяснено, что лицам, проживающим в РКС и приравненных к ним местностях по состоянию на 01.01.2002 года, повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работникам в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. Для лиц, проживающих в РКС и приравненных к ним местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, предусмотрено более высокое соотношение – 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента (соответственно до 1,5; от 1,5 до 1,8; от 1,8 и выше). По желанию заявителя пенсионный капитал был определен из его заработка за период работы с 01.01.2000 по 31.12.2001. Ответчик применил при расчете пенсии истца отношение среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной заработной плате в по стране в размере 1,4, учитывая, что истец по состоянию на 31.12.2001 работал в районе Крайнего Севера и к его заработной плате применялся районный коэффициент 1,3. Материалами дела подтверждается, что Реннер А.Я. по состоянию на 31.12.2001 года был зарегистрирован в г. Инте РК (л.д. 14), работал вахтово-экспедиционным методом в Усинской базе комплексации и подготовки производства ЗАО <....> в г. Усинске РК (л.д. 10). В имеющейся в материалах пенсионного дела справке о заработке истца за 2000-2001 годы не указан районный коэффициент, с учетом которого рассчитан заработок истца. Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 г. № 232 «Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми», районный коэффициент к заработной плате работников учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Коми для г. Усинска и Усинского района установлен 1,5. При этом постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на эти цели осуществлялись за счет средств предприятий и организаций бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, бюджетов. Следовательно, Республика Коми как субъект РФ вправе была устанавливать повышенный районный коэффициент для отдельных районов на территории РК. В г. Инте РК постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1.08.1989 года № 601 установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,5. Учитывая, что по состоянию на 01.01.2002 Реннер А.Я. проживал в г. Инте, относящимся к районам Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент 1,5, выезжая на работу вахтовым методом в г. Усинск, который также относится к РКС, суд находит обоснованными требования истца о применении повышенного отношения заработков за работу в РКС в размере 1,7. В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца на оказание юридической помощи. Учитывая категорию дела, объем проделанной представителем работы (сбор документов, составление искового заявления, участие представителя в одном судебном заседании), суд находит возмещение услуг представителя в размере <....> руб. соразмерным проделанной представителем работе. В остальной части требований по возмещению расходов на участие представителя следует отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми в части установления к размеру пенсии Реннера А.Я. отношения среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми произвести Реннеру А.Я. перерасчет пенсии по старости с __.__.__ с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7. Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми в пользу Реннера А.Я. расходы по оплате услуг представителя в размере <....> руб., госпошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб. В остальной части требований к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о взыскании расходов на участие представителя Реннеру А.Я. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Судья Н.А.Жуненко Решение изготовлено в совещательной комнате 16.11.2011 в 14 часов 00 минут.