О взыскании недополученной социальной выплаты



Дело № 2-1863/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.,

при секретаре Мартьяновой С.С.,

с участием представителя истца Лебедевой Н.М., представителя ответчика Автуховой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 30 ноября 2011 года дело по иску Лебедева А.А. к Минархстрою Республики Коми, Администрации МОГО «Инта» о взыскании недополученной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Лебедев А.А. обратился в суд с иском администрации МОГО «Инта», Минархстрою Республики Коми о взыскании недополученной социальной выплаты в размере <....> руб. В обоснование иска указал, что является инвалидом 1 группы, пользуется инвалидной коляской. В 2010 г. семье истца выдан государственный жилищный сертификат на сумму <....> руб. на покупку квартиры площадью <....> кв.м стоимостью <....> руб. за 1 кв.м. При выделении сертификата не предоставили дополнительную площадь 15 кв.м в соответствии с Приказом Минздрава № 817 от 2004 г. и не разъяснили о наличии такого права. Поскольку истцу, являющемуся инвалидом с детства, пользующемуся инвалидной коляской, не предоставили дополнительную площадь в размере 15 кв.м, истец просит взыскать денежный эквивалент дополнительной площади в размере <....> руб. (<....> руб. - стоимость 1 кв.м. * 15 кв.м).

Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика Минархстроя Республики Коми, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, пояснила, что является матерью истца, ни она, ни истец не знали о наличии у него права на дополнительную площадь в размере 15 кв.м, в связи с чем никаких документов, подтверждающих указанное право, в Администрацию МО ГО "Инта" не представляли. Сотрудники Администрации МО ГО "Инта", осуществляющие прием документов на предоставление социальных выплат, обязаны были выяснить диагноз истца, разъяснить наличие права на дополнительную площадь, предложить представить подтверждающие документы. О наличии права на дополнительную площадь узнали случайно от третьих лиц уже после получения сертификата.

Представитель администрации МОГО «Инта» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что до получения государственного жилищного сертификата истец никаких документов, подтверждающих право на предоставление дополнительной жилой площади, не представлял.

Ответчик Минархстрой РК представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указал, что в пункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определен перечень документов, которые гражданин должен представить для получения государственного жилищного сертификата, включая копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством). Такой документ истцом представлен не был. В пакете документов были представлены копия пенсионного удостоверения о назначении пенсии по инвалидности, копия справки МСЭ об инвалидности 21 группы, инвалид с детства. В заявлении о выдаче сертификата ссылки на наличие права на дополнительную площадь также отсутствовали. В пункте 65 указанных Правил установлено, что социальная выплата считается предоставленной гражданину с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи. В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан – участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Судом установлено, что __.__.__ Лебедеву А.А. выдан государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы в размере <....> руб. на состав семьи 2 человека, включая мать Лебедеву Н.М., норматив общей площади жилого помещения <....> кв.м, норма дополнительной площади 0 кв.м, стоимость 1 кв.м общей площади жилья в регионе вселения <....> руб. На оборотной стороне сертификата имеется расписка Лебедева А.А. от __.__.__ о том, что он ознакомлен с условиями подпрограммы, обязуется их исполнять, достоверность сведений, содержащихся в сертификате проверил (л.д. 9, на обороте). Указанный жилищный сертификат истцом реализован путем приобретения жилья в ____, право собственности на квартиру оформлено __.__.__, денежные средства социальной выплаты перечислены продавцу __.__.__.

Истец имеет диагнозы <....>, пользуется инвалидной коляской, в связи с чем на основании Перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817, имеет право на дополнительную площадь. Документом, подтверждающим право на дополнительную площадь, может быть медицинская справка о наличии заболеваний, включенных в указанный перечень.

Реализация Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на момент получения истцом государственного жилищного сертификата осуществлялась в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции от 21.12.2009).

В соответствии с пп. «е» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила), для участия в подпрограмме граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают документы согласно указанному перечню, в том числе копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

Аналогичный перечень документов граждане обязаны представлять при получении государственного жилищного сертификата, что установлено пунктом 44 указанных Правил.

Из объяснений представителя истца следует, что истец не представлял в Администрацию МО ГО "Инта", Минархстрой РК документы, подтверждающие наличие у него права на дополнительную площадь, поскольку не знал о наличии у него такого права. Ответчики также отрицают факт представления истцом документов, подтверждающих наличие у него права на дополнительную площадь, а также указывают на отсутствие в заявлении истца о предоставлении государственного жилищного сертификата ссылки на наличие такого права. Документы, представленные истцом для получения государственного жилищного сертификата не содержали информации о диагнозах истца, соответственно, у ответчиков отсутствовали основания предполагать наличие у истца права на дополнительную площадь и истребовать представления медицинских документов, подтверждающих такое право. Законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления, ведущих учет граждан, претендующих на переселение из районов Крайнего Севера, выяснять диагноз заболеваний граждан, являющихся участниками подпрограммы, и разъяснять им право на дополнительную площадь, предлагать представить подтверждающие документы.

Реализация права по получение социальных выплат носит заявительный характер. Гражданин для реализации своего права обязан подать соответствующее заявление установленной формы и представить все необходимые документы, в том числе подтверждающие обстоятельства, влияющие на размер социальной выплаты (состав семьи, право на дополнительную площадь и др.). Размер социальной выплаты рассчитывается на основании представленных гражданином документов.

При получении государственного жилищного сертификата истец расписался в том, что он ознакомлен с условиями подпрограммы, обязуется их исполнять, достоверность сведений, содержащихся в сертификате проверил (л.д. 9, на обороте).

Поскольку истец ни на стадии включения в список участников подпрограммы, ни при получении государственного жилищного сертификата не представил документы, подтверждающие наличие у него права на дополнительную площадь, размер социальной выплаты обоснованно был исчислен исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семьи из 2 человек в размере <....> кв.м (пункт 16 указанных Правил).

После получения государственного жилищного сертификата и его реализации путем приобретения жилья за счет средств социальной выплаты истец не вправе претендовать на меры социальной поддержки из средств бюджетов различных уровней, в том числе и на получение дополнительных сумм социальной выплаты.

Согласно пункту 12 указанных Правил размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Согласно п. 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение

Согласно п. 46 указанных Правил при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. Таким образом, у истца имелась возможность потребовать замены сертификата и выдачи нового сертификата на сумму социальной выплаты с учетом дополнительной площади. Указанная возможность имелась до момента перечисления банком денежных средств социальной выплаты в счет оплаты по договоры купли-продажи. Истец указанной возможностью не воспользовался.

В соответствии с п. 11 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Законодательством не предусмотрена возможность выдачи повторного, дополнительного жилищного сертификата. Кроме того, законодательство предусматривает только безналичное предоставление средств социальной выплаты (п. 48 Правил), в связи с чем требования о взыскании денежных средств в счет социальной выплаты в наличной форме не могут быть удовлетворены.

Согласно п. 65 Правил после предоставления социальной выплаты дальнейшее улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенных норм законодательства требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку непредоставление истцу социальной площади с учетом его права на дополнительную площадь явилось следствием его собственного бездействия, вины ответчиков в этом не установлено.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Лебедеву А.А. в иске к Минархстрою Республики Коми, Администрации МОГО «Инта» о взыскании недополученной социальной выплаты в размере <....> руб. отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2011.

Судья Л.В. Махнева