О признании права на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, предоставлении социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, признании не имеющим собственного жилья



Дело № 2-1857/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Злой Л.А.,

при секретаре Митрофановой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте РК 30 ноября 2011 года дело по иску Богданова В.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Инта», Министерству энергетики РФ о признании права на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, предоставлении социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, признании не имеющим собственного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Богданов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании за ним права на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера составом семьи 1 человек, в связи с ликвидацией шахты <....>, обязании Минэнерго РФ предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами Республики Коми на состав семьи 1 человек, признании не имеющим в собственности жилья. В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с __.__.__ по __.__.__ работал на шахте <....>. __.__.__ был уволен с шахты <....> в связи с ликвидацией предприятия. Стаж работы за указанный период составил <....> года. В соответствии с действующим законодательством считает, что имеет право на переселение из РКС в связи с ликвидацией шахты <....>.

В судебном заседании истец не присутствовал, извещён о времени и месте рассмотрения, просит рассмотреть дело без его участия (л.д.5).

Представитель ответчика Администрации МОГО «Инта» надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования истца не признает в полном объеме, по тем основаниям, что согласно уточненных списков высвобождаемых работников, пенсионеров, инвалидов, семей погибших работников по ликвидируемому ОАО «Шахта <....>», имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Богданов В.Н. значится за №__, составом семьи 2 человека, по месту жительства по ____. __.__.__ от Богданова В.Н. на имя Главы администрации МО «Город Инта» поступило заявление об исключении его из списка на переселение по ликвидации ш. <....> в связи с семейными обстоятельствами. С учетом изложенного, администрация МОГО «Инта» считает: у истца нет оснований обязывать администрацию МОГО «Инта» включить его в списки, признавать его не имеющим жилого помещения, обязывать Минэнерго выделить социальную выплату на состав семьи 1 человек (л.д. 31). Кроме того просил применить срок исковой давности и рассмотреть дело без его участия (л.д. 50).

Ответчик Министерство энергетики Российской Федерации надлежащим образом извещенный о дне слушания дела своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования Богданова В.Н. не признал, просил применить срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ, а так же просил рассмотреть дело без участия его представителя (л.д. 47-48). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы дела, и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Из копии трудовой книжки Богданова В.Н. усматривается, что __.__.__ истец уволен с шахты <....> производственного объединения «Интауголь» в связи с ликвидацией предприятия на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. До увольнения в связи с ликвидацией предприятия, стаж истца в организациях угольной промышлен­ности составил более <....> лет (л.д. 11-15).

По сведениям, представленным администрацией МОГО «Инта», Богданов В.Н. значится за №__ составом семьи два человека, в уточнённых списках высвобожденных работников, пенсионеров, инвалидов, семей погибших работников по ликвидируемому ОАО «Шахта <....>» (л.д.31).

Заявлением на имя Главы администрации МО «Город Инта» от __.__.__ Богданов В.Н. просил исключить его из списка на переселение по ликвидируемому ОАО «Шахта <....>», по семейным обстоятельствам (л.д.35).

Согласно сообщению администрации МОГО «Инта» Богданов В.Н. официально из списка не исключался, постановление об исключении из списка на переселение не выносилось, в настоящее время иных списков по работникам ОАО «Шахта <....>» нет (л.д.52).

В подтверждение данного обстоятельства, суду представлены согласованные «Уточнённые списки высвобожденных работников, пенсионеров, инвалидов, семей погибших работников по ликвидируемому ОАО «Шахта <....>» (____), имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от __.__.__ (л.д.35). Под №__ значится Богданов В.Н., составом семьи 2 человека, стажем работы в организациях угольной промышленности <....> года, адрес места жительства – ____ (л.д.38).

Таким образом, суду не представлено доказательств исключения Богданова В.Н. из списков граждан, претендующих на переселение в связи с ликвидацией ОАО «Шахта <....>», в вязи с чем, суд признаёт право истца на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами Республики Коми, согласно утверждённых списков, но составом семьи 1 человек, как заявил в своих требованиях истец.

Оснований для применения срока исковой давности, заявленного ответчиками, суд не усматривает, поскольку Богданов В.Н. состоит в списке на переселение, и обязывает Министерство энергетики Российской Федерации, как распорядителя средств господдержки на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтёрских городов и посёлков, в установленном порядке, в порядке очерёдности, предоставить Богданову В.Н. социальную выплату для переселения из районов Крайнего Севера, как работнику, уволенному в связи с ликвидацией ОАО «Шахта <....>» составом семьи 1 человек.

Исковые требования о признании Богданова В.Н. не имеющим собственного жилья в городе Инта в связи с чем, при получении социальной выплаты освободить его от обязанности передачи занимаемого жилого помещения в г. Инта, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

При реализации программы переселения граждан в другие регионы России на момент ликвидации ОАО «Шахта <....>» необходимо было руководствоваться постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 № 1026 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523», Положением о порядке переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, а также социально не защищённых категорий граждан из числа бывших работников угольной промышленности по направлению «Содействие переселению граждан из неперспективных шахтёрских городов и посёлков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам», утверждённым приказом Минтопэнерго РФ от 23.06.1999 № 204 (далее Положение), законом РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998 № 131-ФЗ.

Так в приложении № 3 вышеназванного Положения, гражданин, получатель социальной выплаты принимает на себя обязательство о передаче жилого помещения, в котором он проживает, в трёхмесячный срок после приобретения жилья и оформлении должным образом документов о передаче жилья (л.д.51).

Также, на основании вышеназванных нормативных актов 09.09.1999 4-й Сессией Совета муниципального образования «Город Инта» 1-го созыва утверждено «Положение о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования «Город Инта» с подчинёнными ему территориями», пунктом 22 которого установлена обязательная передача, получателями субсидии, занимаемого жилья МО «Город Инта». В п.22 этого положения указано, что гражданин при переселении обязан сдать ту квартиру, в которой он вместе с семьёй прописан. В случае переселения семьи из совместно проживающих в одной квартире нескольких семей, выезжающая семья, по согласованию с жилищной комиссией, вправе сдать другую квартиру с количеством комнат, с количеством соответствующем получаемому жилью. Сдаваемая квартира должна быть равноценна по району нахождения, планировке жилью, в котором семьи прописаны (л.д.43-44).

Федеральным законом от 27 сентября 2005 г. № 123-ФЗ установлено, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в РКС и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому мету жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (далее Правила) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Согласно п. 11 Правил, субсидии предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче по месту жительства органу местного самоуправления шахтёрского города в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств, предоставленной ему субсидии; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты.

На основании ст. 6 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Исполнение обязательства осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной субсидии.

Таким образом, при анализе нормативных актов, усматривается, что условием получения субсидии для приобретения жилья, законодатель определяет безусловную передачу занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

Возможность освобождения от обязанности передачи занимаемого жилого помещения при получении субсидии, предусмотрена Порядком предоставления субсидий на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и высвобождаемым при сокращении численности или штата работников организаций угольной промышленности в Республике Коми, в отношении которых в 2007 году возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), утверждённым Постановлением Правительства Республики Коми от 02.08.2007 г. № 180, в целях реализации закона РК № 54-РЗ от 4.07.2007 года.

Поскольку Богданов В.Н. не является гражданином, высвобождаемым при сокращении численности или штата работников организаций угольной промышленности в Республике Коми, в отношении которых в 2007 году возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), в связи с чем, данная норма на него не распространяется.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований к ответчикам о предоставлении социальной выплаты для переселения из РКС без условия передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право Богданова В.Н. на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по новому месту жительства.

Обязать Министерство энергетики Российской Федерации в установленном порядке, в порядке очерёдности, предоставить Богданову В.Н. социальную выплату для переселения из районов Крайнего Севера, как работнику, уволенному в связи с ликвидацией ОАО «Шахта <....>» составом семьи 1 человек.

Отказать Богданову В.Н. в удовлетворении требований к администрации МОГО «Инта», Министерству энергетике Российской Федерации о предоставлении социальной выплаты для переселения из РКС без условия передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления решения.

Судья - Л.А.Злая