Дело № 2-1962/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Махневой Л.В., при секретаре Мартьяновой С.С., с участием истца Мартыненко А.А., представителя истца Судомойкиной З.В., представителя ответчика УПФР в городе Инте РК Мазепы Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 12 декабря 2011 года дело по иску Мартыненко А.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Инте РК о признании незаконными действий по установлению отношения заработка в размере 1,4, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с применением повышенного отношения заработка 1,7, взыскании недополученной пенсии с индексацией, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Мартыненко А.А. обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. Инте РК о признании незаконными действий по установлению отношения заработка в размере 1,4, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с применением повышенного отношения заработка 1,7 с __.__.__ по день рассмотрения дела в суде, взыскании недополученной пенсии с индексацией, судебных расходов в размере <....> руб. В обоснование заявленных требований указал, что с __.__.__ является получателем трудовой пенсии по старости, для расчета применено отношение среднемесячного заработка истицы за 2000 – 2011 г. в размере 1,4, с чем истец не согласен. В указанный период истец проживал в г. Инте, работал в Усинске. В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 № 22 при расчете пенсии истца следовало применить отношение заработков 1,7, так как по состоянию на 01.01.2002 он проживал в районе Крайнего Севера. В судебном заседании истец, его представитель настаивали на исковых требованиях, повторили доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что при назначении пенсии истца к расчету был взят заработок истца за 2000 – 2001 гг. При этом в выписке из индивидуального лицевого счета указаны особые территориальные условия работы с указанием районного коэффициента 1,3. Сведения индивидуального персонифицированного учета после регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования являются основным документом о трудовой деятельности лица. Поскольку в указанной выписке указано, что районный коэффициент у истца в указанный период был 1,3, то при расчете пенсии обосновано применено отношение заработков 1,4. Заслушав истца, представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что истцу с __.__.__ назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Для оценки пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002 принята к расчету заработная плата истца за период с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__. Фактическое отношение заработка истца в указанный период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 2,01, для расчета размера пенсии истца использовано отношение заработков 1,4. __.__.__ истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Инте РК с заявление о перерасчете размера пенсии с учетом районного коэффициента 1,5. В удовлетворении указанного заявления отказано в связи с тем, что согласно материалам пенсионного дела по состоянию на 01.01.2002 стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет <....> лет <....> месяца <....> дней (для применения отношения заработков в размере не свыше 1,7 требуется 15 лет стажа в районах Крайнего Севера). В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - БЧ) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц); Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с __.__.__ по __.__.__ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 № 22 утверждено Разъяснение № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей». В соответствии с указанным разъяснением при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, т.е. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. Лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. Из пенсионного дела истца следует, что для оценки пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002 принята к расчету заработная плата истца за период с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__. Справки о заработке за указанные периоды в пенсионном деле отсутствуют. Информация о заработке взята из индивидуального лицевого счета застрахованного. Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного следует, что в период с __.__.__ по __.__.__ истец работал в ОАО <....>, код территориальных условий указан РКС/1,50. В период с __.__.__ по __.__.__ истец работал в УТТУ ЗАО <....>, код территориальных условий указан РКС/1,30. В соответствии с архивной справкой Усинское территориальное транспортное управление ЗАО <....> находилось в ____, размер районного коэффициента, применяемого к зарплате истца, указать не представляется возможным в связи с отсутствием расшифровки кодов в лицевых счетах. В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 № 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" утверждены, в виде исключения, к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений), повышенные районные коэффициенты в следующих размерах: в местностях, расположенных между 62 град. и 65 град. северной широты (за исключением городов Ухты, Сосногорска и Микуни), для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства - коэффициент 1,50, а для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей - 1,40; в местностях, расположенных севернее 65 град. северной широты (за исключением городов Печоры, Инты и Воркуты), для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства - коэффициент 1,60, а для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей - 1,50. Поскольку истец работал в транспортном предприятии, обслуживавшем предприятие, занятое на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР, транспортные предприятии являются предприятиями производственных отраслей, то к заработной плате истца подлежал применению районный коэффициент 1,5. В связи с этим либо указание в индивидуальных сведениях истца кода территориальных условий 1,30 является ошибкой, либо работодатель неправомерно применял к заработной плате истца районный коэффициент 1,3, в нарушение требований действовавших на тот момент нормативных актов. Применение районного коэффициента, не соответствующего требованиям законодательства, не может быть положено в основу расчета размера трудовой пенсии. Кроме того, по состоянию на 01.01.2002 истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в г. Инте, где установлен районный коэффициент 1,5. В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что при оценке пенсионных прав истца подлежит применению отношение заработков в размере не свыше 1,7. Поскольку фактическое отношение заработков истца превышает указанный размер, возможно применение расчетного отношения заработков 1,7. Исковые требования истца подлежат удовлетворению. Истец просил произвести перерасчет размера пенсии с момента назначения, а именно с __.__.__. Поскольку пенсия назначена истцу __.__.__, суд признает, что указание на назначение пенсии истцу с __.__.__ является опечаткой в исковом заявлении. Поскольку в материалах дела отсутствуют справки о выплаченном размере пенсии истца и о предполагаемом размере пенсии истца с учетом применения отношения заработков 1,7, то требования о взыскании индексации несвоевременно выплаченных сумм пенсии следует выделить в отдельное производство. Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Инте РК обязанности произвести Мартыненко А.А. перерасчет размера пенсии с применением повышенного отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера в размере 1,7 с момента назначения пенсии, выплатить недополученные суммы пенсии за период с момента назначения пенсии по день фактического исполнения решения суда. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней. Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2011. Судья Л.В. Махнева