Дело № 2-818/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Злой Л.А., при секретаре Митрофановой К.С., с участием истца Черногубовой Г.К., представителя ответчика Алексеевой Ю.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 19 июня 2012 года дело по иску Черногубовой Г.К. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты», Агентству Республики Коми по социальному развитию об установлении ежегодной денежной выплаты по категории «почетный донор России», УСТАНОВИЛ: Черногубова Г.К. обратилась в суд с исковым заявлением об обязании ГБУ РК «ЦПГУ ССЗН в г. Инте» установить ей ежегодную денежную выплату по категории «Почетный донор России». В обоснование заявленных требований указала, что является получателем мер социальной поддержки в виде республиканской денежной выплаты и ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда Республики Коми» в соответствии со ст. 12 Закона РК от 12.11.2004 № 55-ФЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». При этом она является «Почетным донором России», согласно ФЗ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», ей положена ежегодная денежная выплата, которую она хотела бы получать. Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования. Представитель Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по г. Инта (УСЗН) Алексеева Ю.Э. по доверенности (л.д. 12) исковые требования Черногубовой Г.К. не признала, указав, что у истицы имеется право выбора одного из оснований для получения мер социальной поддержки. В случае выбора мер социальной поддержки по категории «Почетный донор России», предоставление мер социальной поддержки по ст. 12 Закона Республики коми от 12.10.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» должно быть прекращено. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Из материалов дела усматривается, что Черногубова Г.К., __.__.__ года рождения, является получателем мер социальной поддержки в виде республиканской денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда Республики Коми», установленных ст.12 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (л.д. 6). Кроме того, Черногубова Г.К. награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», о чем ей 31.12.2010 выдано удостоверение № 631526 (л.д. 6). Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 ч. 2 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусмотрены меры социальной поддержки гражданам пожилого возраста (мужчины старше 60, женщины старше 55 лет), получающим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям (л.д.26). Истец обратилась с заявлением в ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» о постановке на учет в качестве получателя ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», и о возможности выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 12 Закона РК от 12.11.2004 № 55 РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Письмом от 24.01.2012 № 06/25-Ч-151 ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» уведомил Черногубову Г.К., что у нее имеется право выбора одного из оснований для получения мер социальной поддержки. В случае выбора мер социальной поддержки по категории «Почетный донор России», предоставление мер социальной поддержки по ст. 12 Закона РК № 55-РЗ будет прекращено, а удостоверение по ст. 12 Закона РК № 55-РЗ изъято. Так же было указано, что сумма предоставленных ей мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда Республики Коми» (республиканская ежемесячная денежная выплата. Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг) составила в 2011 году 12512,95 руб., в то время, как размер ежегодной денежной выплаты по категории «Почетный донор России» составил в 2011 году 9958,85 руб. (л.д.7). В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», вступившей в силу с 01.01.2005 года (л.д.38), граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз, или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком «Почетный донор России» федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право в том числе на ежегодную денежную выплату в размере 10 556,38 рублей в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации. Средства на данную выплату в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации предусматриваются федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансовое обеспечение указанных расходов является расходным обязательством Российской Федерации, носит целевой характер. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 663 утверждены правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», в соответствии с которыми гражданам, награжденным по 31.12.2004 включительно нагрудным знаком «Почетный донор России», ежегодная денежная выплата предоставляется с 01.01.2005 года. При этом в вышеуказанных правилах никаких ограничений по предоставлению ежегодной денежной выплаты в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, не установлено (л.д. 15-17). Таким образом, предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», не исключает возможности получения ими мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, установленных им по другим основаниям, поскольку носит иной характер. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств, принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, для указанных в данном Федеральном законе категорий граждан. Согласно статьи 17 Конституции Республики Коми государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 18). Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). При этом Конституция Республики Коми, определяя направления социальной политики в Республике Коми, вместе с тем, не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. Социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми (пункт "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми). При этом в соответствии со статьей 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, ветеранов труда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии со ст. 12 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми» меры социальной поддержки предоставляются гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет), получающим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям. Гражданам пожилого возраста предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы; оплата в размере 50% коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; республиканская ежемесячная выплата; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских государственных учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены до выхода на пенсию; преимущественное право на вступление в жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы; преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное строительство (л.д.26). Статьей 16 Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 г. предусмотрены меры социальной поддержки лиц, имеющих звание «Почетный донор Республики Коми» в виде внеочередного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РК; и республиканской ежегодной денежной выплаты (л.д.29). Законом РК № 55-РЗ от 12.11.2004 не предусмотрено ни каких выплат гражданам, имеющим звание «Почетный донор России». Таким образом, истец имеет право на получение мер социальной поддержки из федерального бюджета РФ в виде ежегодной выплаты как лицо, награжденное нагрудным знаком «Почетный донор РФ», также она имеет право на предоставление республиканской ежемесячной денежной выплаты и право на оплату 50% за жилое помещение и коммунальные услуги из республиканского бюджета Республики Коми (субъекта РФ). Эти меры социальной поддержки не дублируют друг друга, не являются одной и той же формой социальной поддержки, предусмотрены разными законодательными актами РФ и субъекта РФ, выплачиваются из бюджета РФ и из бюджета Республики Коми. Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 437-ВС от 04 февраля 2005 года «О представлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»... предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком, не должно исключать возможность получения ими мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, установленных им по иным основаниям (л.д.18). Таким образом, истица имеет право на обе выплаты как ежегодной денежной выплаты по федеральному закону «О донорстве, крови и ее компонентов», так и выплат, предусмотренных ст. 12 Закона РК «О социальной поддержке населения в республике Коми». Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» предоставлять Черногубовой Г.К. ежегодную денежную выплату, как лицу, награждённому нагрудным знаком «Почётный донор России». На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Судья: Л.А.Злая Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2012 года в 15 часов 00 минут.