О восстановлении в очереди на получение солциальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера и уменьшении размера жилищной субсидии



Дело № 2-476/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Лысковой Н.В.,

с участием представителя ответчика Администрации МОГО "Инта" Автуховой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инте Республики Коми 31 марта 2011 года дело по иску Запасова Н.Г. к Администрации МОГО "Инта", Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об отмене решения об исключении из списков на получение социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, уменьшении размера социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца обратилась в суд с иском к Администрации МОГО "Инта" об отмене решения от __.__.__ №__ о снятии с учета на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении и постановке на учет в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера с __.__.__, уменьшении размера жилищной субсидии на сумму полученную по договору купли-продажи комнат по ____ и ____, принадлежащих на праве собственности супруге истца Запасова Н.Г. – З. В обоснование требований указала, что Запасов Н.Г. <....> проживает в г.Инте с __.__.__. Истца и его семью сняли с учета на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Супругой истца, З., действовавшей по доверенности, в заявлении о включении в списки на переселение из районов Крайнего Севера было указано, что ни он, ни члены его семьи жилых помещений на территории других субъектов Российской Федерации не имеют, уведомлены о том, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. На тот момент и в настоящее время комнаты выставлены на продажу. В очередь на переселение истец встал __.__.__. В 2002 году вместе с супругой купили комнату в ____. В 2004 году купили еще комнату в ____. Обе комнаты зарегистрированы на супругу.

Истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 41), в судебное заседание не явился.

Представитель истца о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 42), в судебное заседание не явился, суду сообщила, что находится в больнице, согласна на рассмотрение дела в ее отсутствие, о чем составлена телефонограмма. Ходатайств от истца и его представителя об отложении судебного заседания не поступало, документов, подтверждающих уважительную причину неявки в судебное заседание, суду не представлено. Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.

Представитель ответчика Администрации МОГО "Инта" – Автухова Н.Б. по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истец и его супруга, З., являлись претендентами на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ. Постановлением Администрации МОГО "Инта" от __.__.__ истец был снят с учета граждан, состоящих в списках на получение социальной выплаты в связи с наличием в собственности супруги, которая является членом его семьи, жилых помещений в ____. Действующим законодательством не предусмотрено право на получение социальной выплаты гражданами, имеющими в собственности жилье в других регионах Российской Федерации.

Определением Интинского суда от 21.02.2011 в качестве соответчика по делу привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (л.д. 2).

Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 39), в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признает, так как Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ и Правилами от 21.03.2006 №153 установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Согласно Положению от 10.12.2002 №879 определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). Истец был принят на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Администрации МОГО "Инта" с датой постановки на учет __.__.__. Как следует из представленной в Минархстрой РК копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от __.__.__, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ____, З. (супруга истца) имеет в собственности жилые комнаты в ____. Семья Запасова Н.Г. не имеет права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ (л.д. 106-108). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Минархстроя Республики Коми.

Заслушав представителя ответчика Администрации МОГО "Инта", исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Порядок и условия предоставления федеральных субсидий (социальных выплат) определяются федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Предоставление жилищных субсидий (социальных выплат) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 №125-ФЗ (далее - Федеральный закон от 25.10.2002), подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила от 21.03.2006).

Статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 предусматривает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностям не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации. Такое право сохраняется за гражда­нами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно пп. "з" п.5 Правил от 21.03.2006 (в редакции от 10.04.2008), установлено, что право на участие в данной подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона от 25.10.2002 принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение от 10.12.2002).

В пунктах 2 и 3 Положения от 10.12.2002 определено, что регистрация и учет граждан имеющих право на получение социальных выплат, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

В соответствии с Законом РК от 06.10.2005 № 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан РФ, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в том числе: прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан; хранение государственных жилищных сертификатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению бланков строгой отчетности, выдача государственных жилищных сертификатов, а также прием от владельцев сертификатов заявлений об их замене в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; вручение гражданам договоров о предоставлении им субсидий.

Согласно п.21 Положения от 10.12.2002 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; выезда в другую местность на постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет (п. 22 Положения от 10.12.2002).

Из материалов дела установлено, что Запасов Н.Г. был принят __.__.__ на учет в Администрации МОГО "Инта" на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи шесть человек: истец, его жена – З., дочери – М., А., внучки - С., __.__.__ года рождения, Д., __.__.__ года рождения (л.д. 31, 34-35, 109). Запасов Н.Г. и З. состоят в браке (л.д. 114-115).

Согласно копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от __.__.__ №__, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ____, З. (супруга истца) имеет в собственности жилую комнату по адресу: ____, о чем __.__.__ сделана запись регистрации; 17/30 долей в праве на комнаты №__, №__ по адресу: ____, о чем __.__.__ сделана запись регистрации (л.д. 15, 16, 36, 111).

В соответствии со ст.256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

31.08.2010 Минархстрой Республики Коми сформировал и утвердил сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год по Республике Коми, на основании списков администраций МОГО и МОМР, включая Администрацию МОГО "Инта". В данный список по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" "пенсионеры" Запасов Н.Г. был включен с датой постановки на учет __.__.__ под №__ с составом семьи 6 человек (л.д. 112).

При формировании списков копии документов на граждан в Минархстрой Республики Коми не представляются. Их право на получение социальной выплаты (сертификата) проверяется Минархстроем Республики Коми при проверке документов, представленных органами местного самоуправления для оформления жилищных сертификатов на имя граждан.

При оформлении заявления на участие в подпрограмме от 26.05.2010 Запасовым Н.Г. было отмечено, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют (л.д. 109-110).

Таким образом, истцом в адрес администрации МОГО "Инта" были представлены недостоверные сведения, так как З. имеет жилье в других регионах Российской Федерации, что в силу п.22 Правил от 21.03.2006 влечет за собой основание для исключения указанных граждан из сводного списка граждан-участников подпрограммы.

В соответствии с п.22 Правил от 21.03.2006 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Постановлением Администрации МОГО "Инта" от __.__.__ №__ в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002, п.21 Положения от 10.12.2002 Запасов Н.Г. с составом семьи шесть человек снят с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 38).

Письмом от __.__.__ №__ Запасов Н.Г. извещен о том, что он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, так как у его супруги З. имеются в собственности жилые помещения в ____ (л.д. 37).

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из искового заявления, в настоящее время указанные жилые помещения в ____ находятся в собственности супруги истца, не проданы. Сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь в том случае, если после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суду со стороны истца и его представителя не представлено доказательств, что указанные жилые помещения признаны непригодными для проживания, также не представлено доказательств, что семья истца состоит в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условиях в органах местного самоуправления г.Инты или ____.

Представленные истцом документы об оценке стоимости жилых помещений в ____ не являются доказательствами, свидетельствующими о непригодности указанных жилых помещений для проживания. Сам факт выставления на продажу жилых помещений не может служить основанием для признания права истца и членов его семьи на получение жилищной субсидии.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность уменьшения размера жилищной субсидии в связи с наличием у граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и членов их семей в собственности жилых помещений в других регионах Российской Федерации.

Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

При таких обстоятельствах Администрация МОГО "Инта" обоснованно сняла Запасова Н.Г. с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Запасову Н.Г. в иске к Администрации МОГО "Инта", Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об отмене решения об исключении из списков на получение социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, уменьшении размера социальной выплаты отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.04.2011 в 16.00 часов.

Судья

И.М.Румянцева