Дело № 5-28/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Интинского городского суда Республики Коми (город Инта, улица Социалистическая, дом № 4а) Пумпутис В.Р.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Администрации МОГО "Инта" Синакаевой Т.В.
представителя Отдела надзорной деятельности г. Инты УНД ГУ МЧС России по РК Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2011 года в г. Инте Республики Коми дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Администрации МОГО "Инта", ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности г. Инты УНД ГУ МЧС России по РК представил в суд материалы для привлечения к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Администрации МОГО "Инта" за нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: ____.
В ходе внеплановой проверки, проведенной 26.04.2011 государственным инспектором г. Инты РК по пожарному надзору Б. на основании распоряжения №__ от __.__.__ (л.д. 9), в здании, расположенном по адресу: ____, выявлены нарушения противопожарных требований нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, а именно: 1. допускается эксплуатация и содержание здания построенного и предусмотренного проектом как общежитие, с изменением его функционального назначения, без внесения изменений в проекте здания и без выполнения необходимых компенсирующих мероприятий в области пожарной безопасности, в соответствии с его новым назначением и поэтому помещения эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности предъявляемым к общежитиям требованиями Строительных Норм и Правил, чем нарушены требования СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-81, СНиП 31-01-2003 и ППБ 01-03 п. 3, п.10, п.38, п.119, п.125, п.126; 2. здание общежития не обеспечено обслуживающим (дежурным) персоналом, предназначенного для общежитий, чем не обеспечено выполнение требований противопожарного режима в соответствии с функциональным назначением здания, чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 3, п.10, п.15, п.18, п.125, п.126, п.128, п.129; 3. противопожарное водоснабжение в здании дома находится в неисправном состоянии. В жилой части дома пожарные краны (ПК) не обеспечены барашками на вентилях, рукавами, стволами. Противопожарный водопровод отключен от водоснабжения, что исключает использование сетей внутреннего противопожарного водоснабжения при возникновении пожара, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.89, п.91; 4. не обеспечено содержание проходов в секциях на этажах (между лестничными маршами подъездов), сообщающие секции здания в соответствии с проектом. Допущено самовольное перекрытие проходов, чем не обеспечиваются условия эвакуации людей в случае пожара в соответствии с разработанным проектом, чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 3, п.38, п.51, п.52, п.119 и СНиП 21-01-97*; 5. допускается в помещениях между секциями, и в коридорах являющимися путями эвакуации размещение (складирование) различных горючих вещей и материалов, мусора с нарушением требований ППБ 01-03 п. 3, п.10,п.18, п.51, п.53, п.119; 6. в здании имеются пустующие помещения (предназначенные по проекту как кухни), которые захламлены различными горючими материалами, мусором, что создает угрозу жильцам при возникновении пожара, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.15, п. 18; 7. не производится инструктаж жильцов (нанимателей и собственников жилых помещений), арендаторов по мерам пожарной безопасности в соответствии с требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. № 5176), чем нарушены требования ППБ 01-03 п.З. п. 7, п.10. п.15, п.18, п.126; 8. в 1 -м подъезде дома на 1 -м этаже в общем коридоре самовольно выполнена постройка из деревянных материалов, обшитая листовым железом, с нарушением проекта здания, чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 3, п.51, п.53, п.119; СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; 9. на 5-м этаже здания самовольно произведена перепланировка квартиры №__ с нарушением проекта здания и уменьшением ширины пути эвакуации (на аварийный выход через балкон), чем нарушены требования ППБ 01-03 п.3,п.51, п. 119; 10. не обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания и сдаче их в аренду помещений в соответствии с функциональным назначением. Не предусмотрено обеспечение выполнения в жилых и арендуемых помещениях оборудования системами пожарной автоматики (сигнализации, оповещения) и водоснабжения, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.1, п. 3, п.10, п.38; НПБ 104-03; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с НПБ 104-03 и вывод сигнала тревоги автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) в помещение дежурного персонала в соответствии с ППБ 01-03 п. 96-98, НПБ 88-01; 11. не обеспечена свободная и беспрепятственная эвакуация людей по запасным и аварийным выходам из арендуемых помещений, расположенных на 1-м этаже здания.(3апасной выход из демонстрационного зала магазина <....> и аварийный выход, расположенный у мастерской ИП Т. на момент проверки были закрыты на замки), чем нарушены требования ППБ 01-03 п. 3, п.51, п.52; СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; 12. на окнах помещений 1-го этажа здания установлены глухие металлические решетки, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.40.
По выявленным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении №__ от __.__.__, который был вручен представителю Администрации МОГО "Инта" – Синакаевой Т.В., действующей на основании доверенности __.__.__ (л.д. 4, 5). В объяснениях представитель Администрации МОГО "Инта" пояснила, что согласно ст. 138 ЖК РФ на базе многоквартирного жилого дома по ____ образовано ТСЖ <....>, которое и является правонарушителем.
Представитель Администрации МОГО "Инта" Синакаева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду пояснила, что статус общежития здание на ____ утратило в 1997 году на основании постановления администрации. С марта 2009 года жильцами выбрано и образовано ТСЖ <....>, управляет которым гр. Ф., который и должен нести ответственность, предусмотренную Жилищным кодексом. Почти половина квартир - а именно <....> квартир - находятся в собственности граждан, остальные квартиры, это муниципальная собственность. Подвалы, магазины находятся в муниципальной собственности, за использование платится арендная плата. Также пояснила, что данный дом является спецжилфондом согласно Жилищного кодекса, не подлежит приватизации. Если будет вынесен штраф, необходимо взыскать его за счет средств казны МОГО «Инта».
Представитель Отдела надзорной деятельности г. Инты УНД ГУ МЧС России по РК Б. в судебном заседании настаивал на привлечении к административной ответственности именно администрацию МОГО «Инта», подтвердил выявление нарушений, при указанных в деле обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании свидетель Ф. (представитель ТСЖ <....>), суду пояснил, что ТСЖ <....> выбрано не жильцами, а собственниками помещений, администрация, как собственник, тоже участвовала в голосовании. ТСЖ <....> заключен договор с ООО <....>, которое занимается обслуживание здания на ____. ТСЖ <....> участвует только в управлении, в собственности в д.№__ по ____ ничего не имеет.
Выслушав представителя Администрации МОГО "Инта", представителя Отдела надзорной деятельности г. Инты УНД ГУ МЧС России по РК, представителя ТСЖ <....>, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что Администрацией МОГО "Инта" допущены нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: ____, имеются все основания для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Судом установлено, что при эксплуатации здания, расположенного по адресу: ____, допущены нарушения правил пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении. Суд исключает из перечня нарушений требований пожарной безопасности пункты 2, 10 (в части: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с НПБ 104-03 и вывод сигнала тревоги автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) в помещение дежурного персонала в соответствии с ППБ 01-03 п. 96-98, НПБ 88-01), так как указанные нарушения фактически не имели место. Требования пожарной безопасности, нарушение которых вменяется Администрации МОГО "Инта" в указанных пунктах, относятся к эксплуатации общежитий. Жилое здание, расположенное по адресу: ____ общежитием не является, так как исключено из состава жилых помещений специализированного жилого фонда постановлением главы Администрации гор. Инты от __.__.__ №__ (л.д. 27-28). Нарушения, перечисленные в остальных пунктах протокола, относятся к общим требованиям пожарной безопасности, которые распространяются на все виды зданий, строений, сооружений, в том числе, на жилые здания.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В том числе собственник имущества обязан соблюдать требования пожарной безопасности при содержании своего имущества. Возложение на других лиц в силу закона либо договора каких-либо обязанностей по содержанию имущества не освобождает собственника имущества от обязанностей контролировать надлежащее содержание и эксплуатацию имущества, соблюдение обязательных требований при его эксплуатации, а также не освобождает собственника от ответственности за несоблюдение обязательных требований при эксплуатации принадлежащего ему имущества.
Большинство жилых помещений в жилом доме по ____ являются муниципальной собственностью (л.д. 20-25). В силу положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ МОГО "Инта" также является собственником общего имущества указанного дома пропорционально площади жилых и иных помещений, находящихся в собственности МОГО "Инта".
Таким образом, Администрация МОГО "Инта" как представитель собственника помещений в доме по ____ обязана обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, относящихся к категории общих требований, распространяющихся на все виды зданий, строений, сооружений.
Из показаний свидетеля Ф., представителя ТСЖ <....>, следует, что данное ТСЖ занимается обслуживание здания на ____, участвует только в управлении, в собственности в д.№__ по ____ ничего не имеет.
На основании ст. 135 Жилищного Кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 138 Жилищного Кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано: заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, ТСЖ <....> является организацией, уполномоченной владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Выявленные нарушения (кроме нарушений, указанных в пунктах 2, 10 (в части: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с НПБ 104-03 и вывод сигнала тревоги автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) в помещение дежурного персонала в соответствии с ППБ 01-03 п. 96-98, НПБ 88-01) создают угрозу жизни и здоровья граждан, то есть Администрацией МОГО "Инта" как органом, представляющим собственника муниципального имущества, совершено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае администрация МОГО «Инта» знала о необходимости соблюдения норм пожарной безопасности, однако допустило их нарушение.
В соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. При назначении наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие либо отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, то есть, применяется в исключительных случаях.
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет административное наказание, в том числе на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное при-
остановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении меры наказания, суд учитывает обстоятельства дела, степень вины, характер правонарушения.
Поскольку, здание, расположенное по адресу: ____, является жилым, суд считает на данный момент нецелесообразным приостановить деятельность здания. Суд считает возможным подвергнуть правонарушителя штрафу.
Суд признает обстоятельством, отягчающим административную ответственность, факт привлечения юридического лица – Администрации МОГО "Инта" ранее к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании постановления Интинского городского суда №__ от __.__.__ (л.д. 18-19).
Суд признает обстоятельством, отягчающим административную ответственность, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, поскольку за продолжительное время мер для устранения выявленных ранее нарушений со стороны правонарушителя фактически не принималось.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом изложенного, учитывая все обстоятельства дела в совокупности, к юридическому лицу – Администрации МОГО "Инта" необходимо применить административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Руководствуясь ст. 3.12, ст. 20.4 ч.1, ст. 29.6, ст. 29.7, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Администрацию Муниципального образования городского округа "Инта" (адрес регистрации: ____) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20000 (двадцать тысяч) рублей, подлежащего уплате за счет средств казны МО ГО "Инта".
Штраф подлежит перечислению УФК по РК (ГУ МЧС РФ по РК) ГРКЦ НБ Республики Коми Банк России г. Сыктывкар ИНН 1101462050 КПП 110101001 ОКАТО 87415000000 Расчетный счет-40101810000000010004 БИК 048702001 КБК 177116 27000 01 0000 140, не позднее 30 дней со дня вступления данного постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд.
Судья В.Р. Пумпутис