Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Инсар 30 июня 2011 г. Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Илькаева В.В., представителя органа местного самоуправления - главы администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Федоровой А.В. при секретаре Сульдинской Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия к администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрацииШадымо - Рыскинского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий у с т а н о в и л: Прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением к администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрацииШадымо - Рыскинского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой Инсарского района проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Инсарского муниципального района Республики Мордовия законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки было установлено, что на принятые в 2011 г. органами местного самоуправления Шадымо - Рыскинского сельского поселения нормативные правовые акты антикоррупционная экспертиза их проектов не проводилась и заключения по итогам экспертизы не составлялись. Неисполнение администрацией Шадымо - Рыскинского сельского поселения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений поитогам экспертизы препятствует реализации положений Федерального закона, способствует принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факты, что в свою очередь может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которых нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них. Просит признать незаконным бездействие администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района по непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы. В судебном заседании помощник прокурора Илькаев В.В., данное заявление поддержал по указанным выше основаниям, просил удовлетворить его в полном объеме. Представитель органа местного самоуправления, чьё бездействие оспаривается - глава администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Федорова А.В., не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду объяснила, что действительно указанная экспертиза не проводится. Суд, выслушав объяснение заявителя, представителя органа местного самоуправления, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что прокуратурой Инсарского района проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Инсарского муниципального района Республики Мордовия законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения. Противодействие коррупции согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее -Федеральный закон) - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со ст. 3 Федерального закона основными принципами противодействия коррупции являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Решением Совета депутатов Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шадымо - Рыскинского сельского поселения в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» установлено, что обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления возложена на разработчиков проектов нормативных правовых актов; результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов. Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что на принятые в 2011 г. органами местного самоуправления Шадымо - Рыскинского сельского поселения нормативные правовые акты антикоррупционная экспертиза их проектов не проводилась и заключения по итогам экспертизы не составлялись(л.д.3), данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Неисполнение администрацией Шадымо - Рыскинского сельского поселения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы препятствует реализации положений Федерального закона, способствует принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факты, что в свою очередь может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которых нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, что дает право прокурору обратиться в суд с указанными требованиями. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия к администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрацииШадымо - Рыскинского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия по не проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию Шадымо - Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия. Судья Инсарского райсуда С.В. Андронов