Дело № 2-209/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 20 июня 2012 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия ФИО3,
представителя органа местного самоуправления – главы администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО4,
при секретаре судебного заседания Оськиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кочетовского сельского поселения и понуждении к совершению определенных действий,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кочетовского сельского поселения и понуждении к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой Инсарского района проведена проверка исполнения требований законодательства регулирующего муниципальное нормотворчество в деятельности органов местного самоуправления Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района, в ходе проверки установлено, что глава администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия является председателем Совета депутатов Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
В силу части 1 статьи 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение, которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» в целях обеспечения формирования и ведения муниципального регистра органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган:
-надлежащим образом заверенные копии изданных ими муниципальных актов в течении 15 дней со дня их принятия на бумажном носителе и в электронном виде;
-дополнительные сведения по мере их поступления в органы местного самоуправления;
-сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) муниципальных актов не позднее 15 рабочих дней со дня их официального опубликования (обнародования);
Органы местного самоуправления обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в муниципальный регистр, а также определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный орган.
В 2012 году органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения принято 13 нормативных правовых актов. Однако по информации Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кочетовского сельского поселения копии принятых в 2012 году нормативных правовых актов для включения в регистр не направлены.
Не поступление нормативных актов органов местного самоуправления в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции не позволяет своевременно провести их юридическую экспертизу и может способствовать длительному действию противоречащих закону муниципальных нормативных актов, в том числе и содержащих коррупциогенные факторы.
Непредставление в государственный орган (Государственный комитет РМ по делам юстиции) информации, представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности может повлечь нарушения конституционного права граждан, которых невозможно индивидуализировать на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах, что является основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района по не предоставлению нормативных правовых актов в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции.
Просит признать незаконным бездействие администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению нормативных правовых актов в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, принятых органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения в 2012 году и обязать администрацию Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия незамедлительно после вступления решения суда в законную силу направить в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции нормативные правовые акты, принятые в 2012 году органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3, данное заявление поддержал по указанным выше основаниям, просил удовлетворить его в полном объеме.
Представитель органа местного самоуправления - глава Администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО4 не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду объяснила, что не все нормативно-правовые акты были направлены в государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, поскольку часть из них на цифровом носителе была возвращена, часть не успели направить, в настоящее время этот недостаток устраняется.
Заинтересованное лицо - представитель Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции в судебное заседание не явился, представлено заявление, в котором председатель Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции М.П. Денисов, в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Инсарского района проведена проверка исполнения требований законодательства регулирующего муниципальное нормотворчество в деятельности органов местного самоуправления Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района, в ходе, которой выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Согласно п.1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч.1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение, которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Закона Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» в целях обеспечения формирования и ведения муниципального регистра органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган:
-надлежащим образом заверенные копии изданных ими муниципальных актов в течении 15 дней со дня их принятия на бумажном носителе и в электронном виде;
-дополнительные сведения по мере их поступления в органы местного самоуправления;
-сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) муниципальных актов не позднее 15 рабочих дней со дня их официального опубликования (обнародования);
Органы местного самоуправления обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в муниципальный регистр, а также определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный орган.
В ходе проверки установлено, что в 2012 году органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения принято 13 нормативных правовых актов.
Однако для включения в регистр копии принятых в 2012 году муниципальных нормативных правовых актов направлены не были, что подтверждается сообщением Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции( л.д.5-10).
В силу п.3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
В силу ч.4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Не поступление нормативных актов органов местного самоуправления в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции не позволяет своевременно провести их юридическую экспертизу и может способствовать длительному действию противоречащих закону муниципальных нормативных актов, в том числе и содержащих коррупциогенные факторы.
Непредставление в государственный орган (Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции) информации, представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности может повлечь нарушения конституционного права граждан, которых невозможно индивидуализировать на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах, в связи с чем прокурор имел право обратиться с указанными требованиями в суд.
В соответствии со статьей 102 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход бюджета Инсарского муниципального района Республики Мордовия. В силу ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
решил:
заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кочетовского сельского поселения и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению нормативных правовых актов в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, принятых органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения в 2012 году.
Обязать администрацию Кочетовского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия незамедлительно после вступления решения суда в законную силу направить в Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции нормативные правовые акты, принятые в 2012 году органами местного самоуправления Кочетовского сельского поселения Инсарского района Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения решения через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: С.В. Андронов