о понуждении к проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда



Дело № 2-189/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Инсар 29 мая 2012 г.

Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Андронов С.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Илькаева В.В.,

представителя ответчика – директора общества с ограниченной ответственностью «Резерв» ФИО5,

при секретаре Оськиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Резерв» о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда,

установил:

Прокурор Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Резерв» о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, указывая, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Резерв», в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства на данном предприятии не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Проведенной прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проверкой исполнения законодательства об охране труда в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Резерв» установлено, что требования по обеспечению безопасности и условий труда, гарантированные гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации, не выполняются. В частности в обществе с ограниченной ответственностью «Резерв» не проведена аттестация 3 рабочих мест (главного бухгалтера, кассира, директора), имеющихся на предприятии, с последующей сертификацией организации работ по охране труда, соответственно на предприятии не созданы безопасные условия для труда работников. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Резерв» в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, взыскать с ответчика государственною пошлину в доход государства.

В судебном заседании помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Илькаев В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика директор общества с ограниченной ответственностью «Резерв» с заявленными требованиями согласилась, суду объяснила, что они заключают договор на проведение указанных работ с соответствующей организацией, заключение будет готово в течение 3 месяцев.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 статьи 7 и части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с абзацем 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В пункте 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

На основании статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом, абзац 11 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации напрямую предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Таким образом, из сущности вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на работодателя.

Пунктом 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №342н от 26 апреля 2011 года утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок), который устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. При этом, требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктами 2,4 Порядка, аттестации подлежат все рабочие места работодателя, а проводится она в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Как следует из пункта 21 Порядка, основными объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов; соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

Пунктом 8 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации оформляются в соответствии с требованиями пункта 44 Порядка, после чего работодатель направляет документы, указанные в пункте 45 Порядка в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с самого начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику предприятия. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Аттестацию рабочих мест по условиям труда работодатель обязан проводить добровольно, в кратчайшие сроки, с соблюдением установленных требований и правил.

Судом достоверно установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком, что согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Резерв». Свою деятельность общество с ограниченной ответственностью «Резерв» осуществляет с 2010 года (л.д. 8). Директором ООО «Резерв» утверждено штатное расписание, согласно которого имеются три рабочих места (л.д.4).

В судебном заседании достоверно установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что на момент рассмотрения дела, аттестация рабочих мест последним не проведена, и процедура ее проведения, состоящая из комплекса мероприятий, не завершена.

Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возлагается на работодателя, а ответчиком аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что в свою очередь является безусловным нарушением прав работников на безопасные условия труда, которые работают или в будущем будут работать обществе с ограниченной ответственностью «Резерв», поэтому требование прокурора Инсарского района Республики Мордовия суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как прокурор Инсарского района Республики Мордовия на основании пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину необходимо взыскать с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в размере, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Резерв» г.Инсара Республики Мордовия о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Резерв» в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Резерв» в доход бюджета Инсарского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:          С.В. Андронов