Решение вступило в законную силу 07 февраля 2011 года



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Инсар 25 января 2011г.

Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Догорова Е.Ю.,

при секретаре Устимкиной Р.А., с участием истицы Киткиной Н.Е., представителя ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Байчурина Р.Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киткиной Нины Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии

установил:

Киткина Н.Е. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением комиссии Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Основанием для отказа в назначении пенсии послужило отсутствие требуемого специального стажа работы - 30 лет, поскольку комиссия не включила в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 25 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 29 дней.

Считает, что Решение комиссии нарушает её право на получении заслуженной пенсии, просит обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью следующие периоды работы: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 25 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 29 дней (итого 3 месяца 27 дней), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Киткина Н.Е. исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Байчурин Р.Р. исковые требования не признал и суду объяснил, что решение пенсионного фонда в отношении Киткиной Н.Е. является законным и обоснованным, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в общий страховой стаж работы, но не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно пункта 21 Разъяснения №5 Министерства труда РФ от 22.05.1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования истицы Киткиной Н.Е. подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Киткина Н.Е. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11) Киткиной Н.Е. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 30 лет. Согласно данного решения специальный стаж Киткиной Н.Е. составил - 29 лет 08 месяцев. Оспариваемые истицей периоды данным решением в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не включены.

В силу п. 20 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно трудовой книжке № Киткина Н.Е. (до брака Плаксина) с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (переименована в <данные изъяты>», позднее - в <данные изъяты>»), где и работает по настоящее (л.д.12-13).

Материалами дела установлено, что Киткина Н.Е. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Из изложенного следует, что данные периоды нахождения Киткиной Н.Е. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании установлено, что истице Киткиной Н.Е. не включен в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Суд при разрешении спора пришел к выводу о неправомерности исключения ответчиком из подсчета специального стажа истицы периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку, с учетом включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой оспариваемых истицей периодов на момент обращения с заявлением о назначении пенсии досрочно истица имела достаточный специальный стаж - более 30 лет, суд находит возможным обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия назначить пенсию Киткиной Н.Е. с момента ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Решил:

Исковые требования Киткиной Нины Евгеньевны удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Киткиной Нины Евгеньевны дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента ее обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Киткиной Нины Евгеньевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента его вынесения.

Председательствующий Е.Ю. Догорова