Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Инсар 4 апреля2011г.
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Догорова Е.Ю.,
при секретаре Вельмяйкиной Т.Ш., с участием истца Сусловой Л.В., представителя истца Шукшиной И.А., представителя ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Байчурина Р.Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусловой Лидии Васильевны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и назначении пенсии
установил:
Суслова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением комиссии Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 30 лет, поскольку комиссия не включила в специальный стаж период работы в должности медсестры в Инсарских детских яслях №1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 8 месяцев) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 4 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней).
Просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж следующих периодов: периода работы в должности медсестры в Инсарских яслях №1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в специальный стаж работы для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работы по охране здоровья населения в календарном исчислении, обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Суслова Л.В. и ее представитель исковые требования поддержали полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Байчурин Р.Р. исковые требования не признал и суду объяснил, что решение пенсионного фонда в отношении Сусловой Л.В. является законным и обоснованным, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а так же работа в должности медсестры Инсарских детских яслей №1 не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, так как не предусмотрено действующим законодательством.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования истицы Сусловой Л.В. подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Суслова Л.В. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6-7) Сусловой Л.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 30 лет. Согласно данного решения специальный стаж Сусловой Л.В. составил - 26 лет 04 месяца 6 дней. Оспариваемые истицей периоды данным решением в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не включены, поскольку не предусмотрены действующим законодательством.
Согласно трудовой книжке № (л.д.13-14) Суслова Лидия Васильевна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры Инсарских детяслей №, с 16.23.1984г. по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности лаборанта Инсарской СЭС, ДД.ММ.ГГГГ принята в поликлинику на должность медсестры физ.кабинета Инсарской ЦРБ (реорганизованной в ГУЗ «Инсарская ЦРБ», позднее - в МУЗ «Инсарская ЦРБ»), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры регистратуры Инсарской ЦРБ, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры в кабинет диспансеризации Инсарской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает должность медицинской сестры кабинета профилактики поликлиники МУЗ «Инсарская ЦРБ».
В силу п. 20 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Сусловой Л.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спорного периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд руководствуется действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что истице Сусловой Л.В. не включен в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период нет начислений по заработной плате.
Вместе с тем, из объяснений истицы следует, что со второй половины января 1980 года она находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, который родился ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении дочери Сусловой Л.В. - Сусловой Е.В. (л.д.54), протоколом проверки УПФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12), согласно которому в первой половине февраля 1980г. имеются начисления по больничному листу за период с января (15 дней) по март (7 дней), приказ на отпуск по уходу за ребенком в 1980-1981г.г. не обнаружен. Согласно ведомости на выдачу заработной платы работникам детских яслей №1 за I половину февраля 1980г. Сусловой Л.В. начислено по больничному листу в 100% размере за 47 дней - 135 рублей 74 копейки. Согласно ведомости на выдачу пособия по больничному листу №, Сусловой Л.В. начислено по больничному листу в 100% размере за март - 54 рубля 19 копеек, за апрель - 76 рублей 75 копеек, за май - 16 рублей 65 копеек, а всего - 147 рублей 59 копеек. Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), сведений о заработной плате с июня по октябрь, за декабрь 1980г. на Суслову Л.В. не обнаружено. В данный период времени приказов об ее увольнении с работы не имеется, что позволяет сделать вывод, что в данный период она находилась в декретном отпуске и в отпуске по уходе за ребенком.
Отсутствие приказа на предоставление отпуска по уходу за ребенком не является основанием для исключения данного периода из специального стажа для назначения пенсии.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, оснований для исключения периода работы Сусловой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из специального стажа не имеется.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Суслова Л.В. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ4г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Согласно справки Мордовской республиканской клинической больницы, Суслова Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила усовершенствование по физиотерапии в Мордовской республиканской клинической больнице (л.д.56).
Согласно свидетельства о повышении квалификации, Суслова Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышала свою квалификацию в ГОУДПО «Мордовский республиканский центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» (л.д.55).
Из изложенного следует, что данные периоды нахождения Сусловой Л.В. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку, с учетом включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой оспариваемых истицей периодов на момент обращения с заявлением о назначении пенсии досрочно истица имела достаточный специальный стаж - более 30 лет, суд находит возможным обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия назначить пенсию Сусловой Л.В. с момента ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Решил:
Исковые требования Сусловой Лидии Васильевны удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж следующих периодов: периода работы в должности медсестры в Инсарских яслях №1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Сусловой Лидии Васильевны дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента ее обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Сусловой Лидии Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья
Инсарского районного суда
Республики Мордовия Е.Ю. Догорова