о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-230/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Инсар 05 сентября 2012 г.

Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,

с участием истца ФИО3,

представителя истца – и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия Костина О.Н.,

представителя ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Вельмяйкиной Ю.Е., действующей по доверенности от 05.09.2012г.,

при секретаре Сульдинской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО3 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение

установил:

И.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО3 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указывая, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что ФИО3 родилась в г.Мары Республики Туркменистан, однако с 2000 года по настоящее время постоянно проживает в с.Усыскино Инсарского района Республики Мордовия вместе со своей бабушкой Макарчевой В.С., обучалась в Новлейской средней общеобразовательной школе. 30.06.2012г. окончила ГБОУ РФ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж».

Мать ФИО3 –Атоян Е.С., все это время проживает в г.Мары Республики Туркменистан, имеет другую семью, материальную помощь дочери не оказывает, ее воспитанием заниматься не желает. Из нотариально заверенного заявления, составленного Атоян Е.С. следует, что она не может принимать участия в воспитании дочери и оказывать ей материальную помощь, т.к. у нее другая семья. По той же причине она не хочет забирать ФИО3 к себе и не возражает, чтобы она проживала со своей бабушкой.

Постановления Главы Инсарского района Республики Мордовия от 11.06.2003г. №102 бабушка ФИО3 –Макарчева В.С., была назначена ей опекуном. Решением Инсарского районного суда от 18.05.2009г. Атоян Е.С. была лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3.

Отец ФИО3, Бабич Виталий Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. непосредственно после рождения дочери был осужден за совершение преступления и направлен в места лишения свободы. По имеющимся сведениям, в настоящее время так же проживает на территории Республики Туркменистан. Отец девочки до настоящего времени не объявлялся, судьбой дочери не интере6совался, каких-либо сведений о себе не сообщал. Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 17.07.2009 г. ФИО3 была признана оставшейся без попечения родителей.

ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Её социальное право на государственную поддержку в приобретении жилья подтверждается следующим.

Постановлением администрации Инсарского муниципального района от 09.09.2011г. №600 ФИО3 признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу постановления Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008г. №7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» ФИО3 обладает правом на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8).

В силу ст. 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 N 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия).

Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Таким образом, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м..0

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 г. №14 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. №32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениям, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования Республики Мордовия является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а администрация Инсарского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Инсарского района.

Однако приведенные положения законодательства администрацией Инсарского муниципального района не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что ФИО3 в числе других граждан указанной категории не обеспечена благоустроенным жилым помещение по месту жительства во внеочередном порядке.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации).

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью    дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права.

Частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержать обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиты законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возраста не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Сама ФИО3 обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; отсутствием юридического образования и специальных познаний в области юриспруденции для правильного оформления заявления в суд.

Прокурор при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Просит обязать администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. и взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании истец ФИО3 и представитель истца и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия Костин О.Н. данное исковое заявление поддержали по указанным выше основаниям, просили удовлетворить его в полном объеме.

Ответчик - представитель администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Вельмяйкина Ю.Е. решение по иску отнесла на усмотрение суда, объяснила суду, что в настоящее время свободного жилья в распоряжении администрации не имеется, денежных средств так же нет.

Третье лицо на стороне ответчика – представитель Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 18.05.2009г. Атоян Е.С. лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Указанным решением ФИО3 была передана на воспитание опекуну Макарчевой Вере Семеновне (л.д.19-20). Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 17.07.2009г. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана оставшейся без попечения родителей (л.д.21-22).

Согласно справки Администрации Яндовищенского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия №57 от 02.07.2012г. ФИО3 состава семьи не имеет (л.д.9).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саранский электромеханический колледж г.Саранска Республики Мордовия (л.д.5-6).

По данным Инсарского отделения филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация» жилой недвижимости ФИО3 не имеет (л.д.25).

Постановлением администрации Инсарского муниципального
района от 09.09.2011 №600 ФИО3 принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.14).

ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее социальное право на государственную поддержку в приобретении жилья подтверждается следующим.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 N 104-3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия).

Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона Республики Мордовия норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Таким образом, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 г. №14 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. №32» Министерство образования Республики Мордовия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениям, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования Республики Мордовия    является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а администрация Инсарского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Инсарского района.

Однако приведенные положения законодательства администрацией Инсарского муниципального района не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что ФИО3 не обеспечен благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой сторона была освобождена при подаче заявления, взыскивается с другой стороны.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО3 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.

Обязать Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия.

Судья Инсарского районного суда

Республики Мордовия С.В. Андронов