о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение



Дело № 2-228/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Инсар 05 сентября 2012 г.

Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца – и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия Костина О.Н.,

представителя ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Вельмяйкиной Ю.Е., действующей по доверенности от 05.09.2012г.,

при секретаре Сульдинской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение

установил:

И.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указывая, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что ФИО2 родился в г.Качканар Свердловской области. Его мать - Васильева М.Е. умерла 14.05.2008, отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. Таким образом, после смерти единственного родителя ФИО2 приобрел статус сироты.

Постановления Главы администрации Инсарского муниципального района от 06.06.2008 попечителем ФИО2 была назначена его бабушка - Васильева З.М.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучался в ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж», зарегистрирован в доме своей бабушки по вышеуказанному адресу. По сведениям Инсарского отделения филиала по РМ ФГУП «Ростехинвентаризация» жилой недвижимости ФИО2 не имеет.

В силу постановления Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008г. №7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» ФИО2 обладает правом на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Инсарского муниципального района от 16.04.2010г. №194 ФИО2 признан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы администрации Инсарского муниципального района от 03.06.2010г. №269 ФИО2 признан претендентом на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

08.06.2010г. администрацией Инсарского муниципального района в Правительство Республики Мордовия направлено ходатайство о выделении ФИО2 безвозмездной субсидии на приобретение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 09.07.2010г. №ГК-95-с предоставленные документы зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за №5355.

В настоящее время ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его социально право на государственную поддержку в приобретении жилья подтверждаете следующим.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развита человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальны служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаранта социальной защиты (статья 7).

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8).

В силу ст. 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 N 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия). Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 г. №14 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. №32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениям, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования Республики Мордовия является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а администрация Инсарского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Инсарского района. Однако приведенные положения законодательства администрацией Инсарского муниципального района не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что ФИО2 в числе других граждан указанной категории не обеспечен благоустроенным жилым помещение по месту жительства во внеочередном порядке.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации).

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью    дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права.

Частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержать обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиты законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возраста не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Сам ФИО2 обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите его прав в суде; отсутствием юридического образования и специальных познаний в области юриспруденции для правильного оформления заявления в суд.

Прокурор при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

Просит обязать администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

В судебном заседании истец ФИО2 и представитель истца и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия Костин О.Н. данное исковое заявление поддержали по указанным выше основаниям, просили удовлетворить его в полном объеме.

Ответчик - представитель администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Вельмяйкина Ю.Е. решение по иску отнесла на усмотрение суда, объяснила суду, что администрация понимает о необходимости внеочередного представления жилья истцу, в настоящее время свободного жилья в распоряжении администрации не имеется, денежных средств для этих целей в администрации не имеется, а из федерального и регионального бюджетов они не поступили.

Третье лицо на стороне ответчика – представитель Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что ФИО2 родился в г.Качканар Свердловской области. Сведения об его отце указаны на основании заявления матери Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10). Согласно свидетельства о смерти от 16 мая 2008 года I-ФО №727045 (л.д.11), Васильева М.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла 14.05.2008г.

Постановлением Главы администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия №329 от 06.06.2008 года над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство. Попечителем назначена Васильева З.М. (л.д.14).

Согласно справки Администрации Верхнелухменского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия №127 от 25.05.2010г. ФИО2 состава семьи не имеет (л.д.21).

С 01.09.2008г. по 30.06.2012 года ФИО2 обучался в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саранский электромеханический колледж г.Саранска Республики Мордовия (л.д.5-6).

По данным Инсарского отделения филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация» жилой недвижимости ФИО2 не имеет (л.д.15).

В силу постановления Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 № 7 «О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия» ФИО2 обладает правом на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Протоколом жилищной комиссией при администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия №33 от 09.04.2010 года ФИО2 признан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.17-18).

Постановлением администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия №194 от 16.04.2010 года утвержден протокол жилищной комиссией при администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 09.04.2010 года №33 (л.д.16).

Постановлением Главы администрации Инсарского муниципального района от 03.06.2010 №269 ФИО2 признан претендентом на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья (л.д.28).    

08.06.2010 администрацией Инсарского муниципального района направлено в Правительство Республики Мордовия ходатайство о выделении ФИО2 безвозмездной субсидии на приобретение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д.29).

Согласно информации Государственной комиссии по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения Республики Мордовия от 09.07.2010 № ГК-95-с представленные документы зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за №5356 (л.д.30).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 N 104-3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия).

Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона Республики Мордовия норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Таким образом, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 г. №14 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. №32» Министерство образования Республики Мордовия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениям, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования Республики Мордовия    является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а администрация Инсарского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Инсарского района.

Однако приведенные положения законодательства администрацией Инсарского муниципального района не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что ФИО2 не обеспечен благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой сторона была освобождена при подаче заявления, взыскивается с другой стороны.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление и.о. прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.

Обязать Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вынесения в окончательной форме через Инсарский районный суд Республики Мордовия.

Судья Инсарского районного суда

Республики Мордовия С.В. Андронов