Дело №12-9/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 02 августа 2012г.
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Андронов С.В.,
С участием и.о. заместителя прокурора Инсарского района Козлова Л.В.,
Лица, привлеченного к административной ответственности директора МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия» Талышкиной В.Н.
и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по Республике Мордовия Милованцева А.Н.
рассмотрев в судебном заседании протест прокуратуры Инсарского района Республики Мордовия на постановление и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по Республики Мордовия Милованцева А.Н. от 06.07.2012г. без номера о привлечении к административной ответственности директора МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия» Талышкиной В.Н., а так же заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования административного постановления
установил:
Прокуратора Инсарского района Республики Мордовия обратилась в суд с протестом на постановление и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по Республике Мордовия Милованцева А.Н. от 06.07.2012г. без номера о привлечении к административной ответственности директора МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района РМ» Талышкиной В.Н., указав, что Постановлением от 06.07.2012 без номера к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 рублей привлечена директор МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского мунипального района РМ» Талышкина В.Н. Данное постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В нарушение пункта 12 статьи 9, пункта 4 статьи 12„ пункта 1 статьи 14, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный инспектор Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по РМ (далее - Отделение) Милованцев А.Н. при проведении проверки в отношении МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района далее - Учреждение), во-первых, не уведомил законного представителя учреждения о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления соответствующего распоряжения о проведении проверки. Во-вторых, выездная плановая проверка проведена без распоряжения о назначении проверки. В-третьих, служебное удостоверение Милованцев А.Н. до начала проверки не предъявлял, сам не представлялся, объем своих полномочий до Талышкиной В.Н. не доводил, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями ее проведения Талышкину В.Н. не знакомил. В-четвертых, акт о результатах проверки оформлялся Милованцевым А.Н. «задним числом», по истечении значительного промежутка времени после завершения проверочных мероприятий. Так, проверка здания Учреждения проведена Милованцевым А.Н., согласно акту проверки, 22.06.2012 с продолжительностью в 2 рабочих дня, а фактически проверка имела место 09.06.2012 в течение 15-20 минут, акт проверки был составлен и вручен Талышкиной В.Н. только 22.06.2012, при этом Милованцев А.Н. 22.06.2012 проверочных действий не производил. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями Талышкиной В.Н. и актом проверки от 22.06.2012 № 38, в котором нет данных о дате начала проведения
проверки и дате ее завершения. Уведомление о проведении проверки вместе с распоряжением от 09.06.2012 № 38 о назначении выездной проверки Милованцев А.Н. вручил Талышкиной В.Н. 09.06.2012 и проверку провел 09.06.2012, несмотря на то, что в указанном распоряжении датой начала проверки является 15.06.2012. Следовательно, 09.06.2012 Милованцев А.Н. проводил внеплановую проверку, о назначении которой не имелось соответствующего распоряжения руководителя Отделения, и которая не согласовывалась в установленном законом порядке.
В силу частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения закона. К грубым нарушениям относится проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), а также нарушение срока направления уведомления о проведении проверки.
Таким образом, государственный инспектор Отделения Милованцев А.Н. при проведении проверки допустил многочисленные нарушения Федерального закона, в том числе грубые, что влечет недопустимость, собранных при ее проведении доказательств, для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Кроме того, при возбуждении в отношении Талышкиной В.Н. дел об административных правонарушениях и последующем привлечении ее к административной ответственности Милованцев А.Н. допустил существенные нарушения законодательства об административных правонарушениях.
Составляя протоколы от 22.06.2012 №№ 94, 95, в нарушение части 3 статьи 28.2 КоАП РФ, Милованцев А.Н. права и обязанности, предусмотренные 25.1 и 25.4 КоАП РФ, Талышкиной В.Н. не разъяснял. Положения статьи 26.11 КоАП РФ Милованцевым А.Н. при оценке доказательств по перечисленным делам об административных правонарушениях во внимание не принимались. Инспектор не устанавливал причины и условия совершения административных правонарушений, всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности не проводил.
При назначении наказания Талышкиной В.Н., Милованцев А.Н., игнорируя часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного ей административного правонарушения, ее личность, имущественное положение и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не учитывал. Так, замечания к соблюдению требований пожарной безопасности в здании Учреждения, обозначенные Милованцевым А.Н., носили легко устранимый характер. Кроме того, Талышкина В.Н. ранее не привлекалась к административной ответственности, она имеет заработную плату менее 6 000 рублей, т.е штраф в размере 15 000 рублей за совершение малозначительного административного правонарушения ей придется выплачивать в течение минимум полугода. Возможность освобождения Талышкиной В.Н. от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения Милованцев А.Н. не рассматривал.
Считает, что с учетом изложенного, при вынесении постановления от 06.07.2012 без номера Милованцев А.Н. существенно нарушил законодательство об административных правонарушениях и законодательство о защите прав юридических лиц при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору). Данные нарушения носят неустранимый характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, Милованцев А.Н. незаконно принял решение о привлечении Талышкиной В.Н. к административной ответственности.
Просит постановление и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по РМ Милованцева А.Н. от 06.07.2012г. без номера о привлечении к административной ответственности директора МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района РМ» Талышкиной В.Н. по частям 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей, отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия Козлов Л.В. протест по изложенным основаниям поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, кроме этого суду указал, что указанные в административном постановлении ППБ 01-03 и ГОСТ Р 12.2. 143-02(с 2010г.), которые нарушала Талышкина В.Н. в настоящий момент не действуют. Поскольку Талышкиной В.Н. не разъяснялся порядок обжалования указанного постановления надлежащим образом, следует признать пропуск срока обжалования уважительным и восстановить его.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Талышкина В.Н. с заявлением о восстановлении срока обжалования и протестом прокурора согласна, просила их удовлетворить, поскольку 09.06.2012г. инспектор Милованцев А.Н. предъявил документы о проведении проверки, провел указанную проверку, 22.06.2012г. она расписалась в протоколах об административных правонарушениях, а 06.07.2012г. он ей вручил копию постановления о назначении административного штрафа 15тыс.руб. он не учел, что она работает всего 2 месяца, нарушения были незначительные и быстро устранены.
И.о. главного государственного инспектора отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по РМ Милованцев А.Н. с заявлением о восстановлении пропущенного срока обжалования административного постановления не согласился, т.к. он разъяснял сроки и порядок обжалования постановления, что отражено в указанном документе. Выявленные нарушения пожарной безопасности, являются грубыми, предупреждения выносить в данном случае было нецелесообразным. Проверка проводилась в сроки, указанные в акте, просто немного неверно указаны даты, это элементарные описки.
Суд, изучив данное заявление и протест и.о.заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия, заслушав участников процесса, оценив всю совокупность доказательств, приходит к выводу, что заявление и протест подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением от 06.07.2012г. без номера об административном правонарушении была привлечена к административной ответственности директор МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия» Талышкина В.Н. в соответствии с ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначен штраф 15тыс.руб.. Ей вменяется нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.7 ГОСТ Р 12.2. 143-02- эксплуатация плана эвакуации не отвечающего предъявляемым требованиям, а так же п.108 ППБ 01-03- недостаточное количество огнетушителей.
Копия указанного постановления Талышкиной В.Н. была вручена 06.07.2012г., о чем имеется её подпись (л.д.15-16). При этом в указанном постановлении в резолютивной части в тексте имеется ссылка на сроки и порядок обжалования данного постановления и ссылка о сроке его вступления в законную силу 16.07.2012г., указанная ссылка о возможности обжалования постановления содержится в середине текста о назначении административного штрафа и порядке его уплаты, в связи с чем не сведущему лицу трудно ознакомиться с данным положением и понять его суть.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Суд, исходя из принципа справедливости, в целях обеспечения законности, защиты законных прав и свобод гражданина, в том числе обеспечения права от незаконного привлечения к административной ответственности, считает необходимым заявление о восстановлении срока принесения протеста удовлетворить.
В представленном акте проверки не указано начало и окончание проведение проверки, но это видно из предписания №38/1/10, что она имела место 15 и 22.06.2012г., а в протоколах об административном нарушении №94 и №95 от 22.06.2012г. установлено совершение указанным должностным лицом нарушений 18.06.2011г., в постановлении от 06.07.2012г. о привлечении Талышкиной В.Н. к административной ответственности дата совершения административного правонарушения значится как 22.06.2012г. в виду чего определить дату проведения проверки и совершение административного правонарушения, из материалов, представленных надзорным органом, невозможно.
Кроме этого, было установлено, что проверка МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района» фактически осуществлялась 09.06.2012г., что подтвердила Талышкина В.Н., когда по общему плану проведения проверок, согласованных с Прокуратурой Республики Мордовия указанная проверка не запланирована на указанную дату, она должна проводиться после 10.06.2012г., что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Отсутствие в акте проверки даты её проведения так же подтверждают указанные выше обстоятельства (л.д.7).
При таких обстоятельствах, признать законным и обоснованным постановление и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по Республике Мордовия Милованцева А.Н. от 22.06.2012г. нельзя и оно подлежит отмене.
В постановлении о привлечении к административной ответственности должностному лицу Талышкиной В.Н. вменяется нарушение п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), п. 6.7 ГОСТ Р 12.2. 143.2002, которые в настоящий момент не действуют.
Более того, ГОСТ Р 12.2. 143.2002 утратил законную силу 01 июля 2010 года и не действовал на момент проведения проверки.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается участниками процесса, что в помещении МБУК «Культурно-досуговый центр Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия» эксплуатировался план эвакуации людей, не отвечающий предъявляемым требованиям, а так же указанное помещение не было доукомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями)- не хватало 1-го, что не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, указанные нарушения совершены неумышленно и были устранены во время проверки. Обстоятельства, отягчающие ответственность лица, привлеченного к административной ответственности отсутствуют.
Таким образом, вменяемые должностному лицу Талышкиной В.Н. нарушения расцениваются судом как малозначительные.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст.2.9, 30.6- 30.8 КоАП РФ суд
решил:
Заявление и.о. прокурора Инсарского о восстановлении срока принесения протеста на постановление от 22.06.2012г. удовлетворить.
Протест прокуратуры Инсарского района Республики Мордовия на постановление и.о. главного государственного инспектора Отделения НД Инсарского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по Республики Мордовия Милованцева А.Н. от 06.07.2012г. без номера о привлечении к административной ответственности директора МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района РМ» Талышкиной В.Н. удовлетворить, указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности правонарушения.
Директору МБУК «КДЦ Староверхисского сельского поселения Инсарского муниципального района РМ» Талышкиной В.Н. объявить устное замечание.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента провозглашения в Верховный суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Судья
Инсарского районного суда
Республики Мордовия С.В.Андронов