Дело 1-493/10
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
Г. Чита 15 декабря 2010 г.
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Иванощук И.П.,
С участием
Государственного обвинителя помощника прокурора Ингодинского района Карчевской О.В.,
Подсудимой Бакшеевой А.О.,
Адвоката Алексеева В.Н. предоставившего удостоверение № и ордер №, потерпевшей ШСГ,
при секретаре Жеребцовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Бакшеевой Александры Олеговны, <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Бакшеева совершила умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
5 сентября 2010 г. около 3 часов, около <адрес>, между Бакшеевой, находившейся в состоянии алкогольного опьянения, и ШСГ, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений произошла ссора, затем драка, в ходе которой ШСГ повалила Бакшеева на землю, села сверху, и нанесла несколько ударов по ее голове. В результате у Бакшеевой возник умысел на причинение ШСГ телесных повреждений. Осуществляя задуманное, Бакшеева зашла к себе в квартиру, взяла кухонный нож, вышла на площадку второго этажа шестого подъезда указанного дома, где находились ШВО, АЕН ПИС, ШСГ, и нанесла последней один удар ножом в область левого плечевого сустава, причинив колото-резанную рану, не повлекшую вред здоровью. Затем нанесла второй удар ножом, пришедшийся по левой руке ШСГ, причинив ей колото-резанную рану тыльной поверхности левой кисти с повреждением сухожилия разгибателя 4 пальца, повлекшую за собой длительное расстройство здоровья на срок более трех недель, и причинившее вред здоровью средней степени тяжести.
Подсудимая Бакшеева в судебном заседании вину в предъявленном обвинении не признала, и пояснила, что 5 сентября около 2-х часов ночи она с проживавшей у нее в то время ПИС пошли выносить мусор, когда возвращались, у подъезда встретились со ШВО, АЕН, ШСГ. Между ПИС и ШСГ, которые отошли в сторону, состоялся разговор по поводу их отношений, в ходе которого ШСГ стала кричать на ПИС. Испугавшись за здоровье ПИС, находившейся в состоянии беременности, она подошла к ним, и оттолкнула ШСГ, которая повалила ее на землю, ударила кулаком по лицу, схватив за волосы, несколько раз ударила головой об асфальт, отчего она потеряла сознание, очнувшись, зашла в подъезд, поднялась в свою квартиру. На затылке и на халате у нее была кровь, она переоделась, прошла в кухню. Через некоторое время услышала разговор на площадке, там оставалась ПИС, и опасаясь, что ШСГ может накинуться на ПИС или на нее, взяла со стола нож, и вышла на площадку. Потерпевшая в грубой форме сказала ей, чтобы она ушла, замахнулась на нее рукой, испугавшись, она, в целях защиты, стала махать рукой, в которой находился нож, при этом поранила руку ШСГ. В руках у ШСГ ничего не было, угроз не высказывала. После чего ее стали оттаскивать, она продолжала размахивать ножом для того, чтобы ШСГ к ней не смогла подойти, нанесла еще один удар, потом кто-то нож у нее выбил, она зашла в квартиру, где остался нож, не помнит. В тот день с ПИС они употребили 1,5 л. пива, находилась в нормальном состоянии. О нанесении потерпевшей ей ударов по голове, в милицию не обращалась, не посчитала нужным. Отношения у нее к ШСГ и ШВО неприязненные, она с ними не общается, до этого она была знакома со ШСГ около 6 месяцев, близко не общались, конфликтов между ними, агрессии со стороны ШСГ, не было. Свои показания на предварительном следствии в части того, что взяла нож с целью отомстить ШСГ, и нанести ей телесные повреждения, не подтверждает. Показания давала, находясь в болезненном состоянии от ударов по голове, нанесенных ей ШСГ, могла не так выразиться. С протоколом допроса, материалами дела знакомилась, права ей разъяснялись, расписывалась. По поводу головных болей в поликлинику обратилась в декабре. О содеянном сожалеет, но ей пришлось защищаться от действий ШСГ, которая сильнее ее физически, приносит ей свои извинения. Умысла на убийство у нее не было.
В судебном заседании в порядке ст. 276 УПК РФ оглашены показания Бакшеевой, допрошенной на предварительном следствии в качестве подозреваемой, где она поясняла, что после драки со ШСГ встала, решила идти домой, взять нож для того, чтобы отомстить ей за нанесенные побои. Дома взяла нож, вышла на лестничную площадку, где, разозлившись на ШСГ, сказавшую в грубой форме, чтобы она ушла, ножом, находившемся в правой руке, нанесла ей один удар, не целясь, в левое плечо, затем второй удар – по левой руке. (л.д. №). Допрошенная в качестве обвиняемой, Бакшеева поясняла, что свои показания, данные в качестве подозреваемой, полностью подтверждает, на них настаивает; умысла на убийство у нее не было, хотела ШСГ напугать (л.д. №).
Потерпевшая ШСГ пояснила, что ранее с подсудимой Бакшеевой они были знакомы. ДД.ММ.ГГГГ она с подругой ШВО и знакомой АЕН около 2-х часов находились на балконе квартиры ШВО, проживающей в <адрес>, куда пришли за ее вещами. Бакшеева с ПИС находились на своем балконе, он смежный с балконом ШВО. Бакшеева была в нетрезвом состоянии и предложила выйти ей на улицу поговорить. Она отказалась, предполагая, что речь пойдет о знакомом парне ПИС, с которым она (Попова) ранее встречалась. Через некоторое время в квартиру пришла ПИС, стала кричать, выяснять отношения и они все – она, Бакшеева, ПИС, ШВО, АЕН, вышли на улицу. Они с ПИС спокойно разговаривали, ПИС сказала ей, что от Бакшеевой узнала, что она ШСГ хочет ее избить, она ответила, что Бакшеева интриганка. В это время подбежала Бакшеева, схватила ее за волосы, уронила ее на землю, сопротивляясь, она нанесла ей (Бакшеевой) несколько ударов по лицу, держала ее за руки. Когда Бакшеева успокоилась, помогла ей встать с земли, Бакшеева сказала, что все равно ее «завалит», и зашла в подъезд. Она, ПИС, ШВО, АЕН, также зашли в подъезд, стояли на площадке второго этажа, разговаривали, в это время из своей квартиры вышла Бакшеева, которая переоделась, стала курить, молчала, правая рука у нее была за спиной, находились они напротив друг друга, примерно в полутора метрах, слева от нее – ШВО справа – ПИС. Она, повернув голову, разговаривала с ПИС о том, что Бакшеева спровоцировала драку, в это время, увидев, как Бакшеева замахнулась правой рукой, увернулась, почувствовала удар в плечо, если б не увернулась, удар мог прийтись в шею. Произошло это минут через пять после того, как Бакшеева вышла на площадку. ШВО, АЕН, ПИС стали оттаскивать Бакшееву, которая в этот момент нанесла ей второй удар в кисть левой руки, которой она закрыла левое плечо. После этого она увидела в руках у Бакшеевой нож, около 25 см. длиной, у себя кровь, выбежала из подъезда, пошла домой, где ШВО и АЕН оказали ей первую медицинскую помощь, потом обратилась в травмпункт. Утром ей позвонила Бакшеева, угрожала перерезать горло, что слышала ШВО, она восприняла это как угрозу убийством. В результате действий Бакшеевой она находилась на стационарном лечении, перенесла две операции, так как было повреждено сухожилие. Бакшеева какой-либо помощи ей не оказывала, извинений не просила, звонила, просила ее забрать заявление. Не согласна с показаниями подсудимой о том, что замахивалась на нее рукой в подъезде. Считает, что Бакшеева за свои действия должна понести справедливое наказание.
Свидетель ШВО. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ находилась в гостях у знакомой ШСГ. Около 2-х часов 5 сентября пошли к ней домой, по <адрес>, по дороге встретили знакомую АЕН. Когда находились у нее дома, к ней пришли ПИС и Бакшеева, ее соседка, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, стали кричать, выяснять отношения со ШСГ, затем все вышли на улицу, где ШСГ и ПИС продолжили разговор, в ходе которого к ним подошла Бакшеева, набросилась на ШСГ, уронила ее на землю, затем ШСГ переборола Бакшееву, находилась сверху, держала ее руки, просила успокоиться, они поднялись, Бакшееева зашла в подъезд. Не видела, чтобы ШСГ била Бакшеееву головой об асфальт. Через несколько минут они все зашли в подъезд, поднялись на второй этаж, стали разговаривать, в это время из своей квартиры вышла Бакшееева, встала напротив ШСГ, примерно в 70 см., ничего не говорила, правая рука была за спиной. ШСГ при разговоре упомянула, что Бакшееева сама спровоцировала драку, после чего Бакшееева замахнулась правой рукой, в которой она увидела нож, и ударила ШСГ им в левое плечо, затем нанесла ей второй удар, который пришелся в левую руку. Они оттащили Бакшееву, ШСГ убежала домой, где она оказала ей медицинскую помощь. Утром ШСГ позвонила Бакшеева, высказывала угрозы убийством.
Свидетель АЕН АЕН суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она встретилась на улице со знакомыми ШСГ и ШВО, пошла с ними домой к последней, проживающей в <адрес>, там же проживает Бакшеева. Когда находились на балконе квартиры ШВО, Бакшеева, которая также была на своем балконе, и находилась в состоянии алкогольного опьянения, просила ШСГ выйти в подъезд о чем-то поговорить, но ШСГ отказалась. Затем Бакшеева зашла в их квартиру, стала кричать на ШСГ, выражаться нецензурно, предъявлять ей претензии по поводу того, что ее знакомая ПИС беременна от молодого человека, которого ШСГ хочет у нее «отбить». После этого все вышли на улицу, где ШСГ стала разговаривать с ПИС, а затем между ШСГ и Бакшеевой возникла драка, как она проходила, подробно не видела, находилась к ним спиной, успокаивала ПИС. Когда ШСГ и Бакшеева успокоились, они встали, перед этим Бакшеева лежала на спине, ШСГ придерживала ее руками. Бакшеева первая зашла в подъезд, она, ПИС, ШСГ, ШВО, также зашли в подъезд, стояли на площадке второго этажа, ШСГ разговаривала с ПИС, через некоторое время вышла из своей квартиры Бакшеева, закурила сигарету, держала ее в левой руке, правая рука была за спиной, молчала, она стояла рядом с ней, от нее Бакшеева была с левой стороны, но в руках у нее ничего не видела, свет на площадке 2-го этажа не горел, только на 1–ом и 3-ем этажах. Минут через пять ШСГ в ходе разговора с ПИС назвала Бакшееву интриганкой, после чего Бакшева резко налетела на ШСГ, несколько раз ее ударила, сколько именно ударов, не видела, она схватила ее двумя руками за локоть, с другими девушками стали ее оттаскивать, она увидела в руке Бакшеевой нож. ШСГ убежала, за ней ШВО, потом она.
Свидетель ПИС в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ находилась в гостях у своей знакомой Бакшеевой, вечером выпили пиво, около 2-х часов вышли на улицу, курили около подъезда, находились в нормальном состоянии. В это время к подъезду подошли ШСГ, ШВО и АЕН. Они со ШСГ отошли в сторону, разговаривали по поводу молодого человека, с которым ранее встречалась, затем они расстались, и с которым ШСГ стала поддерживать хорошие отношения, что ей было неприятно. В ходе разговора между ними возникла словесная ссора, услышав это, к ним подошла Бакшеева, чтобы за нее заступиться. На нее набросилась ШСГ, повалила на землю Бакшееву, находясь сверху, несколько раз ударила ее головой об асфальт, отчего на голове у Бакшеевой была кровь. Затем они успокоились, Бакшеева поднялась и ушла в подъезд. После в подъезд зашли она, ШСГ, АЕН, ШВО, остановились на площадке второго этажа, разговаривали со ШСГ, стояли напротив друг друга. В это время из своей квартиры вышла Бакшеева, она была в другой одежде, стола рядом с ней, курила, ничего не говорила, ножа она у нее в руках не видела, домой Бакшеева после этого не заходила. Затем, минут через пять, десять, ШСГ в грубой форме что-то сказала Бакшееевой, которая замахнувшись правой рукой, в которой находился нож, нанесла ШСГ удар в левое плечо, затем по левой руке. Испугавшись, она забежала в квартиру, что происходило после этого, куда делся нож, не видела.
Проанализировав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Бакшеева умышленно наносила удары ножом потерпевшей, а, не защищаясь от потерпевшей, как она утверждала в суде. Показания потерпевшей, свидетелей, соответствуют ее показаниям на предварительном следствии, поэтому судом они признаются достоверными и допустимыми, полученными в соответствии с требованиями УПК РФ.
Свидетель БОВ, отец подсудимой Бакшеевой, допрошенный в судебном заседании, охарактеризовал дочь с положительной стороны, как добрую, самостоятельную, она работает, одна воспитывает ребенка. Спиртным не злоупотребляет, приступов агрессии у нее не замечал. О случившемся сожалеет.
Свидетель БЕВ, родственник подсудимой Бакшеевой, пояснил, что племянница по характеру общительная, веселая, доброжелательная, спиртным не злоупотребляет.
О том, что ДД.ММ.ГГГГ потерпевшей ШСГ были причинены телесные повреждения, кроме изложенных показаний потерпевшей, свидетелей, самой подсудимой, не отрицавшей факта нанесения ей ударов ножом потерпевшей, объективно подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно выводам которой у ШСГ имелись телесные повреждения: колото-резаная рана тыльной поверхности левой кисти с повреждением сухожилия разгибателя 4-го пальца, повлекшее длительное расстройство здоровья на срок более трех недель и причинившие вред здоровью средней степени тяжести; колото-резаная поверхностная рана в области левого плечевого сустава, не причинившая вреда здоровью, которые могли образоваться в результате воздействия острого предмета (предметов), обладающего колюще-режущей способностью (л.д. №); справкой <данные изъяты> о том, что у ШСГ инфицированная рана тыльной поверхности левой кисти, с повреждением сухожилия разгибателя 4-го пальца (л.д. №).
Кроме того, объективно вина подсудимой подтверждается заявлением ШСГ, в котором она просит принять меры к Бакшеевой, ДД.ММ.ГГГГ нанесшей ей удары ножом в плечо и руку (л.д. №); протоколом осмотра места происшествия – лестничной площадки 2-го этажа 6-го подъезда <адрес> (л.д. №).
Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что подсудимая Бакшеева ДД.ММ.ГГГГ, находясь на лестничной клетке 2-го этажа 6-го подъезда <адрес>, действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений нанесла два удара ножом потерпевшей ШСГ, причинив ей вред здоровью средней тяжести.
Органами предварительного следствия Бакшеевой предъявлено обвинение в совершении покушения на умышленное причинение смерти потерпевшей ШСГ.
В судебном заседании государственный обвинитель высказал мнение о несогласии с данной квалификацией, поскольку доводы потерпевшей ШСГ о том, что Бакшеева при нанесении удара ножом целилась ей в шею, является предположением, что не может быть положено в основу приговора, просил действия Бакшеевой переквалифицировать со ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ на ст. 112 ч. 1 УК РФ.
Суд, соглашаясь с мнением государственного обвинителя, считает необходимым переквалифицировать действия Бакшеевой со ст.ст. 30 ч. 3,105 ч. 1 УК РФ на ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья, поскольку умысла на причинение смерти потерпевшей в суде не нашло подтверждения. Бакшеева как на предварительном следствии, так и в судебном заседании умысел на лишение жизни потерпевшей отрицала, других доказательств, подтверждающих ее виновность в этом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер, общественную опасность совершенного преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Смягчающими обстоятельствами суд признает частичное признание вины подсудимой, наличие на ее иждивении малолетнего ребенка, положительные характеристики по месту жительства, привлечение к уголовной ответственности впервые.
Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
С учетом обстоятельств дела, совокупности смягчающих обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости назначения подсудимой наказания в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ, обеспечивающей контроль за осужденной и предоставляющей ей возможность доказать исправление без реального отбывания наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 303, 304, 307, 308, 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Бакшееву Александру Олеговну виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 ч. 1 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год.
Обязать Бакшееву не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, регулярно являться на регистрацию.
Меру пресечения Бакшеевой в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении после вступления приговора в законную силу отменить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационных жалоб или кассационного представления осужденная вправе в течение 10 суток ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Иванощук И.П.