Дело № 2-1646-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Новиковой С.В.,
при секретаре Кочековой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района г.Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «N» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности создать на предприятии спасательную службу,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
На основании информации начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, поступившей из прокуратуры Забайкальского края прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны.
В ходе проверки установлено, что ООО «N» требование ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о необходимости создания спасательной службы не исполнено, что является нарушением требований федерального и регионального законодательства.
Непринятие ООО «N» мер по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность невозможности адекватного и своевременного реагирования в случае наступления указанных ситуаций. В связи с чем прокурор просит признать бездействие незаконным и возложить на ответчика обязанность создать на предприятии спасательную службу.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, полагал возможным определить срок исполнения решения в части исполнения ответчиком обязанности в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что ООО «N» не осуществляет деятельности, при которой создание спасательной службы является обязательным. Создание спасательной службы на нештатной основе требует согласия работников на включение их в состав спасателей, последние же такого согласия не дают, на предприятии в настоящее время работает незначительное количество рабочих, поэтому создать спасательную службу, возможности нет.
Представитель ГУ МЧС России по Забайкальскому краю исковые требования поддержал.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 15 ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что в состав сил гражданской обороны входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»).
Согласно приказу МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований.
С целью реализации указанных норм законодательства Правительством Забайкальского края принято постановление от 18.05.2010 № 198 «О спасательных службах в Забайкальском крае», которым утверждено Положение о спасательных службах в Забайкальском крае. В соответствии с пунктом 4 указанного положения в Забайкальском крае создаются спасательные службы Забайкальского края, спасательные службы муниципальных образований; спасательные службы организаций.
ГУ МЧС Росси по Забайкальскому краю разработаны методические рекомендации по созданию спасательных служб в организациях и порядке их обучения.
Согласно выписке из перечня организаций Забайкальского края, создающих спасательные службы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Забайкальского края и согласованного с начальником ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, руководству ООО «N» надлежит сформировать спасательную службу на базе предприятии.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с пунктом 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999, создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также и другими организациями из числа своих работников.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что поскольку ООО «N» не осуществляет деятельности, при которой создание спасательной службы является обязательным, то и создание такой службы является необязательным.
Несостоятельны и доводы о том, что создание спасательной службы на нештатной основе требует согласия работников на включение их в состав спасателей, последние же такого согласия не дают, на предприятии в настоящее время работает незначительное количество рабочих, поэтому создать спасательную службу, возможности нет.
В судебном заседании из пояснений С.П.С.- главного специалиста отдела территориальной политики и планирования мероприятий гражданской обороны, установлено, что ответчику было предложено создать специальное формирование на нештатной основе, которое к непосредственному участию в аварийно-спасательных работах не привлекается, а следовательно, не подлежат аттестации.
Кроме того С.П.С. суду пояснил, что одним из формирователей, согласно перечню, утвержденному Правительством Забайкальского края, является Министерство экономического развития Забайкальского края, которое и определило в свою очередь список организаций, которые должны сформировать спасательные службы. При этом состав их определяет сама организация, она же решает какие работы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, они могут выполнять.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела суд полагает возможным определить это срок в два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ООО «N», выразившееся в непринятии мер по созданию спасательной службы незаконным.
Обязать ООО «N» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу сформировать на предприятии на нештатной основе спасательную службу
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы.
Судья Новикова С.В.