Дело № 2-447/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе
Председательствующего: судьи Шаркова К.О.
При секретаре: Лебедевой О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района к Рюмкину Е.В., МОУ «Центр образования» третьему лицу Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» о признании договора аренды недействительным,
Установил:
Прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Рюмкину Е.В., МОУ «Центр образования» третьему лицу Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» о признании договора аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: общей площадью квм. Недействительным с момента его заключения.
В иске указывает, что договор заключен в нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции» без соблюдения установленного порядка.
Кроме того, распоряжением Мэра г. Читы от г. № заключение такого договора аренды осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
В судебном заседании директор МОУ «Центр образования» С.О.В. исковые требования признала.
Пояснила, что Рюмкин прекратил деятельность в декабре 2010г. В январе 2011г. она передала его ключи от помещения в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа г. Читы.
Данный комитет привлечен по делу в качестве третьего лица. Документы вручены ему под роспись (л.д. ), однако своего представителя в суд или отзыв не направил.
Рюмкин Е.В. в суд так же не явился.
Представил в суд отзыв на исковое заявление (л.д. ) в котором указывает, что в связи с прекращением предпринимательской деятельности просит считать договор аренды помещения недействительным.
Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по указанным в нем основаниям.
Данный договор аренды заключен в нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 3 ст. 17.1. указанного Федерального закона установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи.
Кроме того, распоряжением Мэра города Читы от 20.07.2009 № «О заключении договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным учреждениям» установлено, что заключение данных договоров аренды осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов в соответствии со ст. 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции».
Конкурс или аукцион на право заключения договора аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: не проводился, в связи с чем данный договор заключен незаконно.
В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с данным Федеральным законом, если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования.
В нарушение требований п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Письма Рособразования от 22.12.2008 №16-2093/02-06 в экспертной оценке последствий заключения договора аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: указана цель аренды (организация мастерской по изготовлению изделий из дерева), не соответствующая назначению помещения.
ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Договор на оперативное управление муниципальным имуществом от г. №, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Читы и МОУ «Школа - центр образования молодежи», а также дополнительные соглашения к договору от г. № и от № в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не зарегистрирован, вследствие чего нельзя признать состоявшимся переход права владения и пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью к МОУ «Школа - центр образования молодежи» (в настоящее время МОУ «Центр образования») и тем самым возникновение у образовательного учреждения правовых оснований на передачу данного имущества в аренду.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Признать договор аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: общей площадью <данные изъяты> кв.м. для организации мастерской по изготовлению изделий из дерева, заключенный г. между муниципальным общеобразовательным учреждением «Центр образования» в лице директора С.О.В. и индивидуальным предпринимателем Рюмкиным Е.В., недействительным с момента заключения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.
Судья: Шарков К.О.