Дело № 2-858-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Новиковой С.В.,
при секретаре Кочековой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», министерству здравоохранения Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» провести ремонт в палатах подросткового отделения и отделения неотложной помощи, помещении для грязного белья по адресу: <адрес>, приведя их в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в срок до 31.12.2011, заменить глухие металлические решетки на окнах диспансера по адресу: <адрес>, на распашные металлические решетки в соответствии с требованиями пожарной безопасности в срок до 31.12.2011.
Обязать министерство здравоохранения Забайкальского края и министерство финансов Забайкальского края профинансировать за счет бюджета Забайкальского края выполнение вышеуказанных ремонтных работ, замену глухих решеток в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» в срок до 31.12.2011.
В обоснование требований прокурор сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий медицинских учреждений, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер».
В ходе проверки совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю и Территориального подразделения надзорной деятельности по г.Чите ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведен осмотр здания диспансера (административное здание, палаты подросткового отделения и отделения неотложной помощи, процедурные кабинеты, ЦСО, кабинет планирования семьи), расположенного по адресу: <адрес>. Установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представители ответчиков министерств здравоохранения и финансов Забайкальского края в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзывах на иск, из которых следует, что указанные министерства, по мнению их представителей, являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Представитель ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, из которых следует, что исполнение требуемых прокурором ремонтных работ и замены решеток на окнах возможно только при достаточном финансировании из бюджета Забайкальского края.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий медицинских учреждений, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю и Территориального подразделения надзорной деятельности по г.Чите ГУ МЧС России по Забайкальскому краю был проведен осмотр здания диспансера (административное здание, палаты подросткового отделения и отделения неотложной помощи, процедурные кабинеты, ЦСО, кабинет планирования семьи), расположенного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности :
1) внутренняя отделка палат подросткового отделения и отделения неотложной помощи не соответствует требованиям п.п. 4.2 п.4, п.п. 11.14 п.П гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно: в палатах имеются дефекты (следы протечек, копоти на потолках и стенах, фрагменты отслоившейся краски на стенах). Согласно указанным требованиям СанПиН поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
2) временное хранение грязного белья осуществляется в помещении
для грязного белья, отделка которого не соответствует требованиям п.п. 11.15
п. 11 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, имеются дефекты отделки (фрагменты
отслоившейся краски на стенах, потолке). Согласно указанным требованиям
СанПиН временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов)
допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой
поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для
обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и
дезинфицируются.
3) на окнах помещений диспансера (в палатах подросткового
отделения, отделения неотложной помощи, в помещениях для приема
пациентов на 1 этаже административного здания) установлены глухие
металлические решетки, что является нарушением п.40 Правил пожарной
безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №
315. Согласно данным требованиям в зданиях, сооружениях организаций (за
исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать
глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением
случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в
установленном порядке. Указанные факты подтверждены материалами дела, не оспаривались участвующими в деле лицами.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и требований пожарной безопасности в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» являются существенными, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, проходящих лечение в диспансере, медицинскому персоналу учреждения, законным интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Статьей 11 Основ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, учреждениями, организациями гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Основ законодательства об охране здоровья прав
граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся:
формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на
здравоохранение; организация оказания специализированной медицинской
помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 37.2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 18 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
В силу ст. 37 Закона «О пожарной безопасности» организации и их руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Государственное учреждение здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» создано в целях развития наркологической службы в Забайкальском крае, совершенствования медицинской помощи наркологическим больным, развития медико-социальной реабилитации наркологических больных (п.2.1 Устава ГУЗ «КНД», утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.12.2008 № 24). ГУЗ «КНД» согласно п.2.2 Устава осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Пунктом 5.3 Устава ГУЗ «КНД» закреплено, что для достижения целей деятельности Учреждение имеет право осуществлять функции заказчика по капитальному и текущему ремонту, реконструкции объектов недвижимости и имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения за счет средств бюджета и доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 1.4 Устава ГУЗ «КНД» Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края, которое является главным распорядителем средств бюджета в отношении Учреждения и действует в соответствии с бюджетным законодательством РФ,
Согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 12, Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом края, осуществляет исполнение бюджета края.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что отсутствие ремонта в палатах подросткового отделения и отделения неотложной помощи, помещении для грязного белья в ГУЗ «КНД» в нарушение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентов диспансера, его медицинского персонала. Наличие глухих металлических решеток на окнах диспансера создает также реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу значительного круга лица, законным интересам общества и государства.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Ответчиками в судебное заседание не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии вышеназванных нарушений или об их устранении в настоящее время. При этом суд находит обоснованными доводы представителя ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», изложенные в отзыве на иск, о том, что исполнение обязанности по проведению ремонта и замены решеток на окнах возможно только при достаточном финансировании из бюджета Забайкальского края.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом срок исполнения обязанности, указанный прокурором, а именно до 31.12.2011 года суд находит необоснованным
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» провести ремонт в палатах подросткового отделения и отделения неотложной помощи, помещении для грязного белья по адресу: <адрес>, приведя их в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» заменить глухие металлические решетки на окнах диспансера по адресу: <адрес>, на распашные металлические решетки в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать за счет бюджета Забайкальского края выполнение вышеуказанных ремонтных работ замену глухих решеток в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы.
Судья Новикова С.В.