Решение о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-660/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2011 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Каминского В.Л.,

при секретаре Арутюнян И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, Петрова ВА к ГУ «Антипихинская КЭЧ района», Министерству обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав следующее.

Он проживают в квартире № <адрес> с 2000 года на основании ордера. Истец проходил военную службу и в настоящее время со службы уволен по выслуге лет. При обращении с заявлением на передачу вышеназванной квартиры в порядке приватизации, получил отказ. Просит признать за ним право собственности на указанное жилое помещение.

В ходе судебного заседания истец требования и доводы иска поддержал. Пояснил, что его общий стаж службы составляет более 26 лет. Он является военным пенсионером, имеет соответствующее удостоверение. Полагает, что в силу Закона имеет право на приватизацию служебного жилого помещения.

Ответчики, третье лицо, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.1 ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма Закона устанавливает, что в порядке приватизации могут быть приобретены жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма.

По делу установлено, что истцу на основании ордера на служебное жилое помещение от 18 января 2000 г. предоставлена квартира № в <адрес> (л.д. №).

19 мая 2010 г. истец обратился в ГУ «Антипихинская КЭЧ района» с заявлением о приватизации квартиры, в чем истцу было отказано (л.д.№).

В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009 г.) «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из представленных суду документов следует, что спорное жилое помещение, значится в реестре федерального имущества, находится в оперативном управлении ГУ «Антипихинская КЭЧ района», является служебным жилым помещением и предоставлено истцу в связи с прохождением им военной службы (л.д.№).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003г. №453-0, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституция Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Такие правила закреплены в приведенных выше нормах ФЗ «О статусе военнослужащих», из которых следует, что жилье военнослужащим предоставляется по договору найма служебного жилого помещения, заключенного с Министерством обороны РФ. Такой порядок обеспечения военнослужащих жильем не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в том числе, к муниципальному жилищному фонду.

Таким образом, переход спорной квартиры в муниципальную собственность не повлек для истца изменения условий пользования этой квартирой как служебным жилым помещением.

Согласно абз.12 п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

По смыслу данных норм правоотношения, касающиеся реализации военнослужащими права на получение безвозмездно жилья в собственность, возникают между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу. Специальным законом не предусмотрено участие в данных правоотношениях муниципальных образований. В этой связи вопрос о предоставлении истцам жилого помещения в собственность должен разрешаться Министерством обороны РФ. Данных о том, что ГУ «Антипихинская КЭЧ района» уполномочено распоряжаться имуществом РФ, не имеется.

Доказательств, подтверждающих факт обращения истца в уполномоченный орган Министерства обороны РФ или в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с соответствующим заявлением и в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не имеется, а следовательно нельзя сделать вывод о том, что право истца нарушено или ограничено.

Учитывая изложенное, наличие специального порядка по передаче жилья в собственность военнослужащих (п. 2.1. ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»), требования истца о приватизации занимаемого им жилого помещения удовлетворению не подлежат. Обратное означало бы вмешательство суда в деятельность государственных органов и учреждений, что недопустимо.

Избранный истцом способ реализации права на получение жилого помещения в собственность не соответствует закону.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней.

Судья