Дело № 2-138/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
Председательствующего: судьи Каминского В.Л.,
при секретаре: Арутюнян И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы к Администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №», Комитету по финансам администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к проведению работ по оборудованию здания поликлиники средствами для инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что состояние пешеходной дорожки на пути к зданию МУЗ «Городская поликлиника №» в неудовлетворительном состоянии, имеются перепады, неровности. Отсутствует стоянка (парковка) для специальных автотранспортных средств инвалидов. С противоположной стороны пандуса (со стороны лестницы) отсутствуют перила. По внешним боковым краям пандуса не предусмотрены бортики. В помещении поликлиники отсутствует специализированный санузел для инвалидов. Клиентские окна в регистратуре находятся от уровня пола на высоте, превышающей нормативную.
Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просил:
обязать администрацию городского округа «Город Чита» и муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №» в срок не позднее 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
произвести ремонт пешеходной дорожки на пути к зданию поликлиники №, расположенного по адресу: <адрес>
оборудовать вблизи здания поликлиники № стоянку для специальных автотранспортных средств инвалидов с установкой соответствующих знаков;
переоборудовать пандус, установив перила с противоположной стороны пандуса;
оборудовать приспособленный для инвалидов санузел (уборную с универсальной кабиной);
привести в соответствие высоту клиентских окон в регистратуре (не более 0,8 м над уровнем пола).
Определением суда к участию в дело были привлечены: в качестве третьего лица - Комитета здравоохранения администрации Городского округа «Город Чита», в качестве ответчика - Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита».
В ходе судебного заседания участвующий в деле прокурор доводы иска поддержал. Требования уточнил. От требований в части оборудования стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов с установкой соответствующих знаков, отказался. Требования в части ремонта пешеходной дорожки уточнил: просит обязать ответчиков произвести ремонт пешеходной дорожки на пути к зданию поликлиники №, на протяжении от ограждения земельного участка, находящегося в оперативном управлении поликлиники, до крыльца здания поликлиники №. При недостаточности денежных средств, обязать комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита» выделить денежные средства. Пояснил, что переоборудовать просят перила пандуса на входе в здание, обеспечив их наличие и наклон соответствующий наклону пандуса.
Представитель МУЗ «Городская поликлиника №» пояснил, что с иском они согласны и подтверждают, что указанные в иске работы необходимо проводить. Однако в виду отсутствия денежных средств не имеют возможности самостоятельно произвести работы. Относительно ремонта дорожки пояснила, что с учетом неровного ландшафта земельного участка вблизи здания поликлиники произвести лишь ремонт дорожки невозможно, необходимо одновременно укладывать асфальт или иной материал по всей плоскости территории подъезда к зданию, в противном случае дорожка будет иметь высоту до 1 метра, что не безопасно для граждан. Относительно других требований пояснила, что данные вопросы они рассматривали и полагают о наличии технической возможности оборудования и проведения работ.
Администрация городского округа «Город Чита» своего представителя в судебное заседание не направила.
Представитель Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» представил отзыв на иск (л.д. ), указав, что Комитетом здравоохранения в адрес комитета экономики администрации городского округа «Город Чита» была представлена сметная документация на капитальный ремонт здания МУЗ «Городская поликлиника №» на общую сметную стоимость <данные изъяты> рублей. По результатам проверки сметной документации, комитетом экономики были рекомендованы к оплате на указанные работы денежные средства в размере <данные изъяты> рубль. В смете доходов и расходов на 2010 год, утвержденной комитетом здравоохранения по коду бюджетной классификации 225 (капитальный ремонт объектов непроизводственного значения) потребность составила <данные изъяты> рублей. В 2010 году учреждению выделено бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей. Считают, что свои обязательства по обеспечению финансами Комитет выполнил в полном объеме. Просят в иске к комитету отказать.
Представитель комитета здравоохранения администрации Городского округа «Город Чита» пояснил, что указанные денежные средства поступили на другие цели и были полностью освоены. Работа по направлению заявок для выделения денежных средств на проведение в том числе указанных в иске работ ведется, однако денежных средств на эти цели не выделяется, а собственных средств МУЗ «Городская поликлиника №»не имеет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По делу установлено, что здание по адресу: <адрес>, где расположена поликлиника №, числится в реестре муниципального имущества г. Читы и закреплено на праве оперативного управления за МУЗ «Городская поликлиника №».
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п.3.9). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов (п.3.31). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м (п.3.32).
В соответствии с п.4.15 СНиП 35-01-2001 поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола.
Согласно п. 3.63, п.367 СНИП 35-01-2001 в любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
По делу установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования, проведенной прокуратурой Ингодинского района г. Читы, установлено, что в здании, в котором расположена Городская поликлиника №, по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание поликлиники, условия для нормального пребывания в поликлиники и получение услуг, не созданы - на территории поликлиники № состояние пешеходной дорожки на пути к зданию в неудовлетворительном состоянии, имеются перепады, неровности. В здании поликлиники с противоположной стороны пандуса (со стороны лестницы) отсутствуют перила, со стороны стены перила не соответствуют углу наклона пандуса. В помещении поликлиники отсутствует специализированный санузел для инвалидов. Клиентские окна в регистратуре находятся от уровня пола на высоте, превышающей нормативную. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспаривались участвующими в деле лицами.
Изложенное свидетельствуют об отсутствии обеспечения в полной мере доступности лечебно-профилактического учреждения и оказываемых им услуг для маломобильных групп населения, что в силу ст. 17, 41 Конституции РФ, недопустимо.
Как установлено судом, денежных средств на проведение ремонта, работ, указанных иске, поликлиника не имеет. Направляемые поликлиникой и Комитетом здравоохранения администрации Городского округа «Город Чита» заявки об обеспечении финансирования на капитальный ремонт здания исполняются не в полном объеме. Для проведения капитального ремонта здания поликлиники № от числа необходимых денежных средств выделено менее шестой части. Выделенные денежные средства освоены в полном объеме на необходимый ремонт здания и оборудования его средствами защиты.
Учитывая, что распорядителем денежных средств бюджета Городского округа «Город Чита» является Комитет по финансам городского округа, требования в части возложения на указанное лицо обязанности по обеспечению финансирования на проведение работ в рамках исполнения настоящего решения, подлежат удовлетворению.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что обращение с указанным иском в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку установленное судом нарушение законодательства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
С учетом принципа исполнимости решения суда, характера заявленных требований о проведении ремонта пешеходной дорожки, обстоятельств дела при которых ремонт одной лишь пешеходной дорожки без учета укладки покрытия прилегающей к поликлинике территории невозможен, требования в части ремонта, укладки асфальта пешеходной дорожки удовлетворению не подлежат.
Что касается требований прокурора об установлении срока принятия мер к принятию мер по проведению работ, то суд отказывает в их удовлетворении, поскольку создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, проведение капитального и иного ремонта, проведение работ на объектах органа муниципальной власти осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в соответствующем бюджете. Бюджет формируется на каждый год и на 2011 год уже сформирован.
При установленных обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №» переоборудовать и установить перила пандуса крыльца на входе в здание поликлиники №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 51261;
оборудовать в здании поликлиники №, расположенного по адресу: <адрес> приспособленный для инвалидов санузел (уборную с универсальной кабиной) в соответствии СНИП 35-01-2001;
привести в помещении поликлиники № по адресу: <адрес> соответствие СНиП 35-01-2001 высоту клиентских окон в регистратуре для инвалидов (не более 0,8 м над уровнем пола).
Обязать Комитет по финансам городского округа «Город Чита» обеспечить из средств бюджета Городского округа «Город Чита» финансирование работ и услуг в рамках исполнения настоящего решения.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней.
Судья В.Л. Каминский