Дело № 2-1102-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Новиковой С.В., при секретаре Кочековой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Шолоховой НА о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 12.04.2011 в 12 часов 00 минут прокуратурой осуществлена проверка пункта приема и отгрузки древесины (далее по тексту - пункта), используемого ИП Шолоховой Н.А. и расположенного по следующему адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что ИП Шолоховой в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) не установлен. Сотрудники ИП Шолоховой, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства на пункте приема и отгрузки древесины на <адрес>, профессиональную подготовку по обращению с такими отходами не проходили. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно: в срок до 01.09.2011 года обязать ИП Шолохову Н.А. провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения; отнести отходы производства к определенному классу опасности, составить паспорта на отходы 1-1У класса опасности и согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю; получить свидетельство о классе опасности отходов производства, образующихся на пункте приема и отгрузки древесины на <адрес>; вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления; представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; прохождении сотрудников, работающих на пункте приема и отгрузки древесины станции Голубичная, профессиональной подготовки к обращению с отходами 1-ГУ класса опасности; установить класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) и согласовать их с Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. В судебном заседании прокурор требования поддержал, пояснив, что в настоящее время деятельность ИП Шолоховой Н.А. приостановлена Ответчик в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании установлено, что деятельность по приему, хранению, переработке древесины на пункте, расположенном по следующему адресу: <адрес> осуществляет ИП Шолохова. Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя основные направления деятельности: отгрузка, заготовка, переработка, хранение древесины. Указанный факт подтвержден материалами дела, не оспаривался ответчиком. Земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ИП Шолоховой на праве собственности и используется ею в целях осуществления деятельности пункта приема и отгрузки древесины. Согласно акту осмотра от 12.04.2011 на указанном земельном участке расположены следующие объекты: пилорама; вагончик для сотрудников ИП Шолоховой и сторожа. Также на земельном участке, используемом ответчиком в качестве пункта приема и отгрузки древесины, размещены древесина породы сосна, пиломатериал и отходы переработки древесины в виде опилок разнородной древесины, стружки разнородной древесины, опилок и стружек разнородной древесины, пыли от обработки разнородной древесины, шлама от обработки разнородной древесины, обрези разнородной древесины. В ходе проверки также установлено, что ИП Шолохова на принадлежащем ей пункте приема и отгрузки древесины осуществляет временное складирование отходов переработки древесины на срок, не превышающий 6 месяцев, после чего отдает их местным жителям на <адрес>, размещает на свалке отходов производства вблизи городского поселения «<адрес>», а также продает в гор.Читу опилки, которые в дальнейшем используются при производстве газобетона. В этой связи, ИП Шолохова осуществляет деятельность по обращению с отходами производства (отходы переработки древесины) путем их накопления на принадлежащем ей пункте на срок не превышающий 6 месяцев. Отходы производства, образующиеся в процессе деятельности пункта приема и отгрузки древесины Шолоховой, относятся к следующим классам опасности: опилки разнородной древесины (по ФККО 17190101004); стружка разнородной древесины (по ФККО 17190102004); -опилки и стружки разнородной древесины (по ФККО 1719010301004); пыль от обработки разнородной древесины (по ФККО 1719010411004); шлам от обработки разнородной древесины (по ФККО 1719010504004); обрезь разнородной древесины (по ФККО 1719010601004). Виды образуемых опасных отходов от переработки древесины, осуществляемого ИП Шолоховой Н.А., установлены в соответствии приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - ФЗ № 52) индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В силу ч.1 ст.22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7) установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством, лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89 отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 89) индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ № 89 индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов. Согласно ч.З ст. 18 ФЗ № 89 субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Частью 2, 3 статьи 19 ФЗ № 89 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Пунктом 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 № ЗС установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. В нарушение указанных норм федерального законодательства ИП Шолоховой не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не ведется учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, а также не представляется отчетность об образовании, использовании отходов. В силу статьи 14 ФЗ № 89 индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которой образуются отходы 1-ГУ класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-ГУ класса опасности должен быть составлен паспорт в соответствии с типовыми формами, определяемыми Правительством РФ. В соответствии с пунктом 2.2. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» от 15.08.2007 № 570 индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 №511. Согласно п.4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Паспортизация опасных отходов осуществляется Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что в нарушение вышеназванных норм федерального законодательства ИП Шолохова не подтвердила отнесение образующихся от ее деятельности отходов к определенному классу опасности и не составила на них паспорта отходов, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов в Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю не получила. В том числе ИП Шолохова не подтвердила отнесение отходов к 5 классу опасности экспериментальным методом. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Статьей 15 ФЗ № 89 установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами 1-ГУ класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-1У класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-ГУ класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. В судебном заседании установлено, что ИП Шолоховой Н.А. не проведено установление класса опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) в соответствии с требованиями Санитарных правил № 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Пунктом 1 ст. 2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 32 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства продукции, выполнения работ осуществляется индивидуальными предпринимателями в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 № 144 утверждены Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), которые устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2). Указанные Правила являются обязательными для всех индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления (п. 1.4). В соответствии с требованиями, указанными в Санитарных правилах 2.1.7.1386-03, отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности. Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями. При этом состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Из изложенного следует обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства, соблюдать требования санитарных норм, в том числе устанавливать класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека). В судебном заседании установлено, что ИП Шолоховой в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) не установлен. Сотрудники ИП Шолоховой, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства на пункте приема и отгрузки древесины на станции Голубичная, профессиональную подготовку по обращению с такими отходами не проходили. Доказательств обратного суду не представлено. В силу ст. 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установление классов опасности для окружающей среды опасных отходов в соответствии с критериями, утвержденными Приказом МПР России, не исключает обязанность индивидуальных предпринимателей подтвердить отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном СП 2.1.7.1386-03. Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты является пресечение действий (бездействий), нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить это срок до 01.09.2011 года. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. В срок до 01.09.2011 года обязать ИП Шолохову Н.А. провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения; отнести отходы производства к определенному классу опасности, составить паспорта на отходы 1-1У класса опасности и согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю; получить свидетельство о классе опасности отходов производства, образующихся на пункте приема и отгрузки древесины на <адрес>; вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления; представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; прохождении сотрудников, работающих на пункте приема и отгрузки древесины <адрес>, профессиональной подготовки к обращению с отходами 1-ГУ класса опасности; установить класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) и согласовать их с Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья Новикова С.В.