Решение о понуждении совершить действия ликвидировать свалку



Дело № 2-1123/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего: судьи Каминского В.Л.,

при секретаре: Арутюнян И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ингодинского района обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения природоохранного законодательства – на придомовых территориях домов по <адрес>, по <адрес> находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Полагая, что обязанность по сбору и утилизации отходов на территории города Читы в соответствии с законодательством лежит на органах местного самоуправления, а не принятие таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил обязать ответчиков:

ликвидировать свалки (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенные на придомовой территории домов по <адрес>, по <адрес> в г.Чите в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу и установить контейнеры (сборники) для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов по <адрес>, по <адрес> в г.Чите в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, уточнив, что просит определить срок для установки контейнеров и помойниц в 1 месяц. От требований в части ликвидации свалки на придомовой территории домов по <адрес>, по <адрес>, отказался в связи с устранением нарушений.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита», извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился, отзыв на иск, возражения не представил. Его ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено судом без удовлетворения.

Представитель Администрации Ингодинского района в судебном заседании исковые требования не признал. Полагает, что обязанность по установке оборудования лежит на администрации города Чита. Кроме того срок для установки контейнеров и помойниц в 1 месяц слишком мал, за это время невозможно исполнить решение суда, так как требуется финансирование работ.

Представитель ООО «Лидер», привлеченного в качестве третьего лица, в судебном заседании пояснил, что договор управления многоквартирными жилыми домами в отношении тех, на придомовой территории которых расположены несанкционированные свалки, с ООО «Лидер» до настоящего времени не подписан. Между тем, свалки на придомовой территории домов по <адрес>, по <адрес>, ликвидированы, о чем представил соответствующий акт.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «Город Чита», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, представителя не направил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16).

Также в силу п.п. 24 п. 1 ст. 5 устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм.

В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе прилегающая территория, территории парков, скверов, рощ, садов, бульваров, площадей, улиц, и иные территории) (пункт 2.5).

В силу п. 2.6 указанных правил придомовая территория - определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома.

Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) устанавливают следующие требования по сбору и очистке территории от твердых и жидких бытовых отходов.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3).

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п.2.2.1).

Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п.2.2.2).

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п.2.2.3).

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что и прилегающая территория, и другие территории, которыми беспрепятственно может воспользоваться неограниченный круг лиц, подлежат уборке ответчиком на основании договоров со специализированными организациями.

В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод о том, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации свалок возлагается на управляющую организацию - ООО «Лидер», единственного участника проведенного конкурса на право выполнения работ и оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, суд находит несостоятельным, поскольку доказательств заключения договора управления многоквартирных жилых домов в отношении тех, на придомовой территории которых не созданы условия для сбора мусора, с управляющей компанией представителем ответчика не представлено, как и не представлено доказательств составления актов приема-передачи придомовой территории.

Факт направления проекта договора с управляющей организации не свидетельствует о его заключении, а также не подтверждает факт приема и передачи вышеназванных придомовых территорий ООО «Лидер».

При таких обстоятельствах оснований для снятия с Администрации городского округа «Город Чита» обязанности по организации сбору и утилизации мусора в данном случае не имеется. Как не имеется и оснований для освобождения Администрации городского округа «Город Чита» от обязанности установки контейнеров для сборки твердых бытовых отходов и помойниц –для жидких бытовых отходов.

Таким образом, установленный факт отсутствия контейнеров (сборников) для твердых бытовых отходов на указанных территориях городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии Администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу установить контейнеры (сборники) для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов по <адрес>, по <адрес> в г.Чите.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.Л. Каминский