Решение о возложении обязанности установить информационную надпись на объекте культурного наследия



Дело № 2-1188-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2010 года г.Чита

Ингодинский районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Новиковой С.В.,

при секретаре Кочековой Ю.Ю..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к Французовой ОА о возложении обязанности установить информационную надпись на объекте культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка в сфере охраны объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, в ходе которой установлено, что здание (дом), расположенный по адресу: <адрес>, включен в опубликованный на официальном сайте Министерства культуры Забайкальского края перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Забайкальского края. Данное здание (дом) включен в раздел «Памятники истории, архитектуры и градостроительства» под наименованием «Дом доходный Д.А. Левенсона » и является памятником регионального значения.

Собственником указанного дома является Французова О.А.., которая 03.03.2011 года оформила охранное обязательство на указанный объект культурного наследия. Вместе с тем на указанном объекте отсутствует информационная надпись.

Прокурор просит обязать ответчика установить информационную надпись на объекте культурного наследия « Дом доходный Д.А. Левенсона», содержащую информацию об объекте культурного наследия, в течение 2 месяцев с со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор и представитель Министерства культуры Забайкальского края исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в возражениях на иск, из которых следует, что порядок установки информационных надписей на объектах культурного наследия определен Инструкцией, утвержденной Приказом № 142 от 07.08.2009 года, при этом указанный порядок не соблюден Министерством культуры Забайкальского края, которое не направляло Французовой О.А. никакого уведомления о необходимости установки на объект культурного наследия информационной надписи. Не имелось таковой на этом объекте и до приобретения Французовой О.А. указанного объекта. В настоящее же время объект находится в стадии ремонта. Ремонтные работы проводятся по сохранению объекта культурного наследия. Поэтому установка надписи возможна только после окончания ремонтных работ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.З федерального Закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 73) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объектами культурного наследия признаются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).

В силу ст.4 Закона № 73 объекты культурного наследия регионального значения - это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона № 73 объектам культурного наследия предоставляется государственная охрана, направленная на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона № 73 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В судебном заседании установлено, что здание (дом), расположенный по адресу: <адрес>, включен в опубликованный на официальном сайте Министерства культуры Забайкальского края перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Забайкальского края. Данное здание (дом) включено в раздел «Памятники истории, архитектуры и градостроительства» под наименованием «Дом доходный Д.А. Левенсона » и является памятником регионального значения. Указанный факт не оспаривался участвующими в деле лицами.

В судебном заседании установлено, что собственником указанного дома является Французова О.А.., которая 03.03.2011 года оформила охранное обязательство на указанный объект культурного наследия. Указанный факт подтвержден материалами дела, не оспаривался участвующими в деле лицами.

В соответствии сот. 27 Закона № 73 на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее -информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Аналогичные требования установлены и в Законе Забайкальского края от 18.12.2009 г..

Порядок установки информационных надписей на объектах культурного наследия определен Инструкцией, утвержденной Приказом № 142 от 07.08.2009 года

Согласно п.7 Инструкции "О порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения", утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия N 142 от 07.08.2009 года (далее - Инструкция) в отношении отдельных объектов культурного наследия полномочия по согласованию установки на них информационных надписей и обозначений осуществляют региональные органы охраны объектов культурного наследия.

Положениями Инструкции утвержден следующий порядок установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.

В соответствии с п.8 Инструкции региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) собственнику объекта культурного наследия уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений.

Суду участвующими в деле лицами не представлено доказательств, свидетельствующих об уведомлении ответчика о необходимости установки на объект культурного наследия информационной надписи.

При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы прокурора о том, что ответчиком не исполняется возложенная на него обязанность по установке информационной надписи.

Согласно п. 10 Инструкции собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений.

На основании п. 11 Инструкции собственник (пользователь) объекта культурного наследия в течение трех месяцев с даты получения уведомления (задания) организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационных надписей и обозначений и с сопроводительным письмом представляет его в трех экземплярах на утверждение в орган охраны объектов культурного наследия, направивший указанное уведомление (задание).

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что законодателем возложена обязанность по определению объектов культурного наследия, уведомлению собственников таких объектов о необходимости установления информационных надписей на данные объекты, а также согласование содержания информационных надписей на региональное Министерство культуры.

Ответчику предоставляется право, а не обязанность обратиться в региональный орган за получением задания на установку информационной надписи.

Обоснованы и доводы представителя ответчика о том, что поскольку в настоящее же время объект находится в стадии ремонта по сохранению объекта культурного наследия, установка надписи возможна только после окончания ремонтных работ. Доказательств обратного участвующими в деле лицами суду не представлено.

В случае же возникновения обоснованной необходимости, вызванной в том числе угрозой повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия, региональные органы охраны объектов культурного наследия могут принять решение об установке временных информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия, (п.36 Инструкции).

Согласно п.37 и п.38 Инструкции решение об установке временных информационных надписей и обозначений может быть принято без подготовки, рассмотрения и утверждения их проекта при одновременном утверждении задания, в котором указываются конкретные требования к количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки временных информационных надписей и обозначений, в том числе способу их крепления (нанесения), которое утверждается решением регионального органа.

Копия распоряжения вместе с утвержденным заданием в течение 5 рабочих дней направляется (вручается) собственнику (пользователю) объекта культурного наследия или его доверенному лицу.

В данном распоряжении должен быть определен срок, по истечении которого временные информационные надписи и обозначения подлежат демонтажу (устранению) или замене на информационные надписи и обозначения в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В соответствии с п.39 Инструкции на собственника возлагается обязанность по установке временных информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия на указанный объект.

Доказательств принятия решения об установке временной информационной надписи участвующими в деле лицами суду не представлено.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время ответчиком направлено в Министерство культуры Забайкальского края заявление о выдаче разрешения на установление временной информационной надписи на нежилое здание по адресу: <адрес> до окончания выполнения ремонтно-строительных.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд с иском о возложении на ответчика обязанности установить информационную надпись на объекте культурного наследия.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к Французовой ОА о возложении обязанности установить информационную надпись на объекте культурного наследия отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы.

Судья Новикова С.В.