Дело № 2-1189-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2010 года г.Чита Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Новиковой С.В., при секретаре Кочековой Ю.Ю.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Энергия» о возложении обязанности получить охранное обязательство на объект культурного наследия и установить информационную надпись на объекте культурного наследия, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка в сфере охраны объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, в ходе которой установлено, что здание (дом), расположенный по адресу: <адрес>, включен в опубликованный на официальном сайте Министерства культуры Забайкальского края перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Забайкальского края. Данное здание (дом) включен в раздел «Памятники истории, архитектуры и градостроительства» под наименованием «Дом жилой Л.Х.Шмуйловича » и является памятником регионального значения. Собственником кВ.№ в указанном доме является ЗАО «Энергия», которое не оформило охранное обязательство на указанный объект культурного наследия и не установило на объекте информационную надпись. Прокурор просит обязать ответчика оформить охранное обязательство на объект культурного наследия квартиру № в доме № по ул.<адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу и установить информационную надпись на объекте культурного наследия « Дом доходный Д.А. Левенсона», содержащую информацию об объекте культурного наследия. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и пояснил, что не располагает какими-либо иными доказательствами, кроме тех, что представлены им в качестве приложения к исковому заявлению Представитель Министерства культуры Забайкальского края исковые требования в части возложения обязанности получения охранного обязательства поддержала, в части остальных требований пояснила, что порядок установления информационной надписи на доме, имеющем нескольких собственников иной, в связи с чем обязать только собственника одной из квартир в доме установить информационную надпись на весь дом нельзя. Ответчик в судебное заседание не явился. Конверт, направленный по месту регистрации ООО «Энергия» возвращен в суд с отметкой об отсутствии организации, в связи с чем суд полагает, что ответчик извещен надлежаще о времени и месте судебного заседания, и рассматривает дело в его отсутствие. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.З федерального Закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 73) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объектами культурного наследия признаются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия). В силу ст.4 Закона № 73 объекты культурного наследия регионального значения - это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона № 73 объектам культурного наследия предоставляется государственная охрана, направленная на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 48 Закона № 73 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Как следует из искового заявления прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что здание (дом), расположенный по адресу: <адрес>, включен в опубликованный на официальном сайте Министерства культуры Забайкальского края перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Забайкальского края. Данное здание (дом) включен в раздел «Памятники истории, архитектуры и градостроительства» под наименованием «Дом жилой Л.Х.Шмуйловича » и является памятником регионального значения. В силу ст.15 ФЗ Об Объектах культурного наследия установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.16 Закона в соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Прокурором суду не представлено доказательств, свидетельствующих о включении вышеназванного объекта регионального наследия в Единый реестр объектов культурного наследия, а также времени включения в указанный реестр, поскольку порядок включения объектов культурного наследия в реестр на основании ранее действовавшего Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры» не действуют с момента принятия ФЗ "Об объектах культурного наследия памятников истории и культуры народов РФ" от 25.06.2002 N 73. Кроме того вновь принятым законом изменены критерии подразделения объектов культурного наследия на категории историко-культурного значения. Кроме того в силу ст.21 указанного Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия. Вместе с тем, как следует из представленной прокурором Выписки из единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, каких-либо ограничений( обременений в отношении объекта по адресу : <адрес> не зарегистрировано. Прокурором суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчику известно об отнесении жилого дома, где расположена квартира, находящаяся в его собственности, к объектам культурного наследия. В противном случае непонятно, каким образом ( при отсутствии регистрации сведений об обремени) ответчик мог узнать о своей обязанности по оформлению охранного обязательства. В судебном заседании из пояснений представителя Министерства культуры Забайкальского края установлено, что Министерство не располагает сведениями об извещении ответчика об отнесении принадлежащего ему объекта к объектам культурного наследия. При этом она пояснила, что Министерство обязано было направить в регистрирующий орган сведения об обременении права на данный объект. На основании изложенного суд приходит к выводу, что прокурором фактически не была проведена проверка, которая, как указано в исковом заявлении, явилась основанием для обращения в суд с иском, не представлены прокурором доказательства, подтверждающих его требования., ни в ходе подготовки дела к судебному заседанию, ни в судебное заседание. При этом суд учитывает, что определение о подготовке дела к судебному разбирательству было получено прокурором 06.06.2011 года. 20.06.2011 года прокурору вторично направлено отношение о необходимости предоставления дополнительных доказательств. Вместе с тем в судебное заседание каких-либо доказательств прокурором представлено не было. Согласно п.7 Инструкции "О порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения", утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия N 142 от 07.08.2009 года (далее - Инструкция) в отношении отдельных объектов культурного наследия полномочия по согласованию установки на них информационных надписей и обозначений осуществляют региональные органы охраны объектов культурного наследия. Положениями Инструкции утвержден следующий порядок установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия. В соответствии с п.8 Инструкции региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет (вручает) собственнику объекта культурного наследия уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений. Суду участвующими в деле лицами не представлено доказательств, свидетельствующих об уведомлении ответчика о необходимости установки на объект культурного наследия информационной надписи. При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы прокурора о том, что ответчиком не исполняется возложенная на него обязанность по установке информационной надписи. Согласно п. 10 Инструкции собственник (пользователь) объекта культурного наследия или его доверенное лицо вправе по собственной инициативе обратиться в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия для получения письменного задания на установку информационных надписей и обозначений. На основании п. 11 Инструкции собственник (пользователь) объекта культурного наследия в течение трех месяцев с даты получения уведомления (задания) организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационных надписей и обозначений и с сопроводительным письмом представляет его в трех экземплярах на утверждение в орган охраны объектов культурного наследия, направивший указанное уведомление (задание). Таким образом, ответчику предоставляется право, а не обязанность обратиться в региональный орган за получением задания на установку информационной надписи. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Энергия» о возложении обязанности возложении обязанности получить охранное обязательство на объект культурного наследия и установить информационную надпись на объекте культурного наследия отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы. Судья Новикова С.В.