Дело №2-1232-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года г.Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», министерству здравоохранения Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности осуществить действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» провести ремонт в ремонт в процедурном кабинете, в палатах, в помещениях двух изоляторов, пищеблоке, душевых комнатах, помещении для временного хранения грязного белья) по адресу: ,,,, приведя их в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», заменить глухие металлические решетки на окнах Отделения ... диспансера по адресу: ,,,, на распашные металлические решетки, убрать горючие стеновые панели на путях эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности ППБ 01-03 в срок до 31.12.2011. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать за счет бюджета Забайкальского края выполнение ремонтных работ в процедурном кабинете, палатах для стационарных больных, в помещениях двух изоляторов, пищеблоке, душевых комнатах, помещении для временного хранения грязного белья), замену глухих решеток и горючих стеновых панелей в Отделении ... ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» по адресу: ,,,, в срок до 31.12.2011. В обоснование требований прокурор сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния здания Отделения ... ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» (,,,). В ходе проверки проведен осмотр помещений 2-х этажного здания Отделения ... диспансера (процедурный кабинет, палаты для стационарных больных, помещений двух изоляторов, пищеблока, душевых комнат, помещения для временного хранения грязного белья). Установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Представители ответчиков министерств здравоохранения и финансов Забайкальского края в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзывах на иск, из которых следует, что указанные министерства, по мнению их представителей, являются ненадлежащими ответчиками по делу. Представитель ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» в судебном заседании пояснил поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, из которых следует, что исполнение требуемых прокурором ремонтных работ и замены решеток на окнах возможно только при достаточном финансировании из бюджета Забайкальского края. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния здания Отделения ... ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» установлено следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности: 1. Внутренняя отделка палат для лечения больных, процедурного кабинета, помещений двух изоляторов, пищеблока, душевых кабин, помещений для временного хранения грязного белья не соответствует требованиям п.4, п.п. 11.14 п. 11 гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». А именно: в палатах имеются дефекты (следы протечек, копоти на потолках и стенах, фрагменты отслоившейся краски, трещины на стенах и оконных рамах), следы сырости и плесени в душевых кабинах, трещины на отделочной кафельной плитке и отколовшиеся фрагменты плитки, отслоившаяся краска на стенах процедурного кабинета, фрагменты отслоившейся краски на окнах и стенах пищеблока, деревянные оконные рамы пищеблока находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно указанным требованиям СанПиН для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений (п.4.1). Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность (п.4.2). В помещениях классов чистоты А и Б (классу Б относятся процедурные кабинеты) покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств (п.4.4). В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы (п.4.5). Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно (п. 11.14). 2.Временное хранение грязного белья осуществляется в помещении для грязного белья, отделка которого не соответствует требованиям п.п. 11.15 п. 11 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10: потолок и стены помещения побелены, а не окрашены водостойкой краской. Согласно указанным требованиям СанПиН временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются. 3.На окнах помещений Отделения ... диспансера 1-го и 2-го этажа установлены глухие металлические решетки, что является нарушением п.40 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315. Согласно данным требованиям в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; 4. На путях эвакуации в Отделении ... в тамбуре эвакуационного выхода используется горючая отделка (стеновые панели), что является нарушением п.53 Правил пожарной безопасности 01-03. Согласно данным требованиям в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и требований пожарной безопасности в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» являются существенными, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, проходящих лечение в диспансере, медицинскому персоналу учреждения, законным интересам общества и государства. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Статьей 11 названных Основ законодательства установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, учреждениями, организациями гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Основ законодательства об охране здоровья прав граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся: формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение; организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических онкологических, диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статьей 37.2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 18 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; В силу ст. 37 Закона «О пожарной безопасности» организации и их руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Государственное учреждение здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» создано в целях развития наркологической службы в Забайкальском крае, совершенствования медицинской помощи наркологическим больным, развития медико-социальной реабилитации наркологических больных (п.2.1 Устава ГУЗ «КНД», утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.12.2008 № 24). ГУЗ «КНД» согласно п.2.2 Устава осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Пунктом 5.3 Устава ГУЗ «КНД» закреплено, что для достижения целей деятельности Учреждение имеет право осуществлять функции заказчика по капитальному и текущему ремонту, реконструкции объектов недвижимости и имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения за счет средств бюджета и доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В соответствии с п. 1.4 Устава ГУЗ «КНД» Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края, которое является главным распорядителем средств бюджета в отношении Учреждения и действует в соответствии с бюджетным законодательством РФ, Согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 12, Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом края, осуществляет исполнение бюджета края. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что отсутствие ремонта в помещениях Отделения ... ГУЗ «КНД» (,,,) в нарушение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентов диспансера, его медицинского персонала. Наличие глухих металлических решеток на окнах, использование при отделке стен горючих материалов Отделения ... диспансера создает также реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу значительного круга лица, законным интересам общества и государства. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Ответчиками в судебное заседание не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии вышеназванных нарушений или об их устранении в настоящее время. При этом суд находит обоснованными доводы представителя ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», о том, что исполнение обязанности по проведению ремонта и замены решеток на окнах возможно только при достаточном финансировании из бюджета Забайкальского края. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом срок исполнения обязанности, указанный прокурором, а именно до 31.12.2011 года суд находит необоснованным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» провести ремонт в ремонт в процедурном кабинете, в палатах, в помещениях двух изоляторов, пищеблоке, душевых комнатах, помещении для временного хранения грязного белья) по адресу: ,,,, приведя их в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», заменить глухие металлические решетки на окнах Отделения ... диспансера по адресу: ,,,, на распашные металлические решетки, убрать горючие стеновые панели на путях эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности ППБ 01-03. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать за счет бюджета Забайкальского края выполнение ремонтных работ в процедурном кабинете, палатах для стационарных больных, в помещениях двух изоляторов, пищеблоке, душевых комнатах, помещении для временного хранения грязного белья), замену глухих решеток и горючих стеновых панелей в Отделении ... ГУЗ «Краевой наркологический диспансер» по адресу: ,,,. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы. Судья Новикова С.В.
председательствующего судьи Новиковой СВ.,
при секретаре Кочековой Ю.Ю.,