Дело № 2-1390/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2011г. Ингодинский районный судг. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Страмиловой Н.В. С участием прокурора: Вециной Т.В. Представителей: Конюковой А.В., Снежевской Е.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Адмиинтсрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, понуждении устранить свалки, Установил: Прокурор обратился в суд с названным иском, в котором указывает, что прокуратурой Ингодинского района г. Читы проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома № о нарушении их жилищных прав в результате неисполнения ответственными лицами обязанностей по вывозу твердых бытовых отходов и уборке придомовой территории. В ходе проверки прокуратурой района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю 22.03.2011 проведено обследование придомовой территории многоквартирного жилого дома № и домов №№ В результате обследования установлено, что на придомовой территории указанных жилых домов: - не предусмотрен рациональный сбор, быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, придомовая территория от них не очищается. - придомовая территория не оборудована площадкой с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечена сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета. - условия для сбора, временного хранения твердых и жидких бытовых отходов не созданы - отсутствуют дворовые помойницы для сбора жидких бытовых отходов и металлические или деревянные сборники для сбора твердых бытовых отходов. - дворовые уборные находятся в неудовлетворительном состоянии: на них отсутствуют двери, не проводится очистка выгреба, помещения захламлены, требуется ремонт дворовых уборных. Указанные обстоятельства являются нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, которое направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. 2. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита»: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории домов №№ в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов №№ в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории домов №№ в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. - восстановить дворовые деревянные уборные на придомовой территории домов №№ в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования. Пояснила, что за последнее время было принято несколько аналогичных решений, которые прошли кассационное обжалование. Представитель Админитсраци городского округа «Город Чита» Конюкова А.В. просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представила отзыв на исковое заявление (л.д. ). В судебном заседании пояснила, что дворовую территорию должны убирать управляющие компании. У Администрации на это денежных средств не имеется. В конкурсе на управление указанными в иске домами участвовала УК «Лидер». Договор или иной акт, согласно которого по результатам конкурса с нею заключены правоотношения с собой не имеет. Представила суду документы, подтверждающие, что УК «Л» была допущена до участия в конкурсе. Полагает, что с этого момента обязанность по уборке домовой территории должна нести управляющая компания. Полагает, что Администрация городского округа является ненадлежащим ответчиком. Представитель Ингодинского административного округа так же полагает его ненадлежащим ответчиком. Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Факт наличия несанкционированных свалок на указанных участках подтверждается документально и не оспаривается ответчиками. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16). Также в силу пп. 24 п. 1 ст. 5 устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм. В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий - виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе прилегающая территория, территории парков, скверов, рощ, садов, бульваров, площадей, улиц, и иные территории) (пункт 2.5). В силу п. 2.6 указанных правил придомовая территория - определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома. Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа. Статьей 9 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 к полномочиям администрации района отнесено осуществление благоустройства и озеленение, санитарная очистка района. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) устанавливают следующие требования по сбору и очистке территории от твердых и жидких бытовых отходов. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п.2.2.1). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п.2.2.2). Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п.2.2.3). Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что и прилегающая территория, и другие территории, которыми беспрепятственно может воспользоваться неограниченный круг лиц, подлежат уборке ответчиком на основании договоров со специализированными организациями. Гражданский процесс основан на принципах состязательности и равноправия сторон. В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Довод представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита» и администрации Ингодинского района о том, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации свалок возлагается на управляющую организацию -ООО «Л», единственного участника проведенного конкурса на право выполнения работ и оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, суд находит несостоятельным, поскольку доказательств заключения договора управления многоквартирных жилых домов в отношении тех, на придомовой территории которых расположены несанкционированные свалки, с управляющей компанией представителем ответчика не представлено, как и не представлено доказательств составления актов приема-передачи придомовой территории. Факт направления проекта договора с управляющей организации не свидетельствует о его заключении, а также не подтверждает факт приема и передачи вышеназванных придомовых территорий 000 «Л». Тем более, суду даже не представлено доказательсва самого направления договора. Аналогичные обстоятельства уже были ранее предметом рассмотрения судом по иску прокурора к тем же ответчикам (Решение суда от 15.06.11 дело №2-1147/2011). Этому обстоятельству дана оценка кассационной инстанции в своем определении по делу. Так же как и ранее ответчиками не представлено доказательств заключения договора, по которому УК «Л» принял на себя обязательства уборки территории. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для снятия с администрации городского округа «Город Чита» и администрации Ингодинского района обязанности по организации сбору, вывоза и утилизации несанкционированных свалок в данном случае не имеется. Как не имеется и оснований для освобождения администрации городского округа «Город Чита» от обязанности установки контейнеров для сборки твердых бытовых отходов и помойниц -для жидких бытовых отходов. Таким образом, установленный факт наличия несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных территориях городского - округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. 1. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. 2. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита»: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории домов №№ в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов №№ в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории домов №№ в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. - восстановить дворовые деревянные уборные на придомовой территории домов №№ в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.