Дело № 2-1407/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Страмиловой Н.В. С участием прокурора: Тюменцевой О.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности по финансированию, Установил: Прокурор обратился в суд с исками к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №», Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности по финансированию действий. Иски объединены в единое производство. В них прокурор указывает, что в результате проведенной проверки установлено, что МДОУ допускаются нарушения законодательства об образовании и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок. Так, на игровых площадках детских учреждений не все песочницы оборудованы крышами, обеспечивающими защиту песка от загрязнения, не во всех песочницах произведена замена песка, а так же не проведено санитарно-эпидемиологическое исследование песка. В судебном заседании прокурор Тюменцева О.В. представила суду заявление о частичном отказе от исковых требований в связи с выполнением ответчиками ряда требований. Так, прокурор просит: 1. Принять отказ от исковых требований к МДОУ №№ №, МБДОУ № о понуждении произвести замену песка на игровых площадках, к МДОУ № МБДОУ № о понуждении обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям, к МДОУ №№ №, МБДОУ № о понуждении оборудовать все песочницы крышками. 2. Производство по гражданскому делу по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям Ингодинского района г. Читы, администрации городского округа «Город Чита», комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства прекратить в части понуждения МДОУ №, МБДОУ № произвести замену песка на игровых площадках, МДОУ №, МБДОУ № обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям, МДОУ №, МБДОУ № оборудовать все песочницы крышками. Пояснила, что требования остаются только к дошкольным учреждениям №, а так же Комитету образования и Администрации городского округа. Заявление об отказе в исковых требованиях принято. Производство в их части, прекращено. Представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» Кузнецова Т.В. представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д……..). Дополнительно пояснила, что нормативный акт, на который ссылается в иске прокурор, принят в июле 2010г. На тот момент уже были собраны документы по формированию бюджета эти средства не вошли в него. Поэтому, на 2011год профинансировать указанные действия не представляется возможным. При этом, фактически все детские сады выполнили требование о том, что песочницы должны быть оборудованы крышками и сданы образцы песка на анализы. Результаты анализов им не выдают в связи с тем, что работа не оплачена. Средств на это нет. На будущий год в проект бюджета включены расходы на эти мероприятия. Войдут ли они реально в бюджет заранее сказать нельзя. Представители детских учреждений пояснили, что реально ими выполняются указанные требования. После уточнения требований в связи с частичным отказом от иска прокурор пояснила, что требования остались к МДОУ № и № в части проведения исследования песка. Представитель МДОУ № Шемякина Е.Н. пояснила, что песок завезен. Лабораторное исследование проведено. Его даже видели. Песок признан соответствующим предъявляемым к нему требованиям, однако, заключение не выдается в связи с отсутствием оплаты за проведенное исследование. Представитель МДОУ № в судебное заседание не явился. Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит, в оставшейся части после отказа от ряда требований, удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Согласно требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ч. 1 ст. 51) и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (пп. 3, 4 ч. 3 ст. 32). Пунктом 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями указанного Федерального закона: - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8); - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11); - в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч. 1 ст. 28). Во исполнение данных требований закона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91 утверждены и с 01.10.2010 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее Правила). Пунктом 3.13. Правил установлено, что ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Также в ходе проверки установлено, что в связи с отсутствием денежных средств, ежегодно обязанность по завозу песка на игровые площадки МДОУ «Детский сад №» возлагается на родителей воспитанников. В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения. В соответствии с Уставами МДОУ, образовательные учреждения находятся в ведении комитета образования администрации городского округа «Город Чита», а администрация городского округа «Город Чита» является учредителем образовательного учреждения (пп. 1.4., 1.5.). Источником формирования имущества образовательного учреждения, в том числе финансовых средств являются бюджетные средства (п. 9.3.). Распорядителями бюджетных средств являются администрация городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита». Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Аналогичные полномочия администрации городского округа «Город Чита» установлены статьей 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 №168. Положением о комитете образования администрации городского округа «Город Чита», утвержденном Решением Думы городского округа «Город Чита» от 27.11.2008 №209 установлено, что: - комитет образования администрации городского округа «Город Чита» является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа по осуществлению полномочий в сфере образования (п. 1.1. ); - основным предметом и целями деятельности комитета образования являются реализация полномочий в сфере образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних; осуществление управления муниципальными образовательными учреждениями в пределах своей компетенции (п. З.1.); - для достижения целей комитет образования осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на данные цели в соответствующий финансовый год (п. 3.2.); - для осуществления своих функций комитет образования имеет право представлять Мэру города Читы обоснование бюджетного финансирования подведомственных учреждений, распределения бюджетных средств и контролировать эффективное использование их по целевому назначению; распределять предоставленные бюджетные средства между нижестоящими распорядителями кредитов; расходовать бюджетные средства на централизованные мероприятия подведомственных комитету образования учреждений (п. 4.1.). Таким образом, проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям предусмотрено нормативно-правовыми актами. Эти требований направлены на обеспечения здоровья и безопасности детей, посещающих детское учреждение. Представителем МДОУ «Детский сад №» указано, что песок завезен. Однако, документами это не подтверждено. Поэтому, суд полагает, что подлежит удовлетворению, в том числе, требование и в части завоза песка, что в случае, если это уже сделано не потребует исполнения. В связи с тем, что от Детского сада № сведений не имеется требование так же подлежит удовлетворению в полном объеме. Проведение мероприятия возможно только при финансировании данной деятельности соответствующими учредителями. Ссылка представителя Комитета образовании Администрации и самой Администрации городского округа «Город Чита» на отсутствие средств в предусмотренном бюджете не является основанием для освобождения от финансирования деятельности прямо вытекающей из требований Федерального законодательства, направленной на безопасность детей. Данное требование было установлено до принятия бюджета. Не включение его в финансирование не может являться основанием для неисполнения. Для исключению подобных ситуаций на будущее прокурор обоснованно требует возложить обязанность о ежегодном планировании в бюджет денежных средств. Данная обязанность должна быть возложена на администрацию городского округа. Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Иски удовлетворить. Обязать муниципальные дошкольные образовательные учреждения «Детский сад №», «Детский сад № в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок, а именно: - произвести на всех игровых площадках замену песка; - обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. 2. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» проведение МДОУ «Детский сад №» вышеуказанных мероприятий по : обеспечению безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок. 3. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» ежегодно планировать в бюджете городского округа «Город Чита» и выделять денежные средства на мероприятия по оборудованию детских игровых площадок МДОУ «Детский сад № а именно: на замену песка и проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.