Решение о понуждении оборудовать игровые площадки в соответствии с санитарно-эпидимиологическими требованиями



Дело № 2-1407/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Страмиловой Н.В.

С участием прокурора: Тюменцевой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности по финансированию,

Установил:

Прокурор обратился в суд с исками к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности по финансированию действий.

Иски объединены в единое производство.

В них прокурор указывает, что в результате проведенной проверки установлено, что МДОУ допускаются нарушения законодательства об образовании и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок.

Так, на игровых площадках детских учреждений не все песочницы оборудованы крышами, обеспечивающими защиту песка от загрязнения, не во всех песочницах произведена замена песка, а так же не проведено санитарно-эпидемиологическое исследование песка.

В судебном заседании прокурор Тюменцева О.В. представила суду заявление о частичном отказе от исковых требований в связи с выполнением ответчиками ряда требований.

Так, прокурор просит:

1. Принять отказ от исковых требований к МДОУ №№ , МБДОУ о понуждении произвести замену песка на игровых площадках, к МДОУ МБДОУ о понуждении обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологи­ческим показателям, к МДОУ №№ , МБДОУ о понуждении оборудовать все песочницы крышками.

2. Производство по гражданскому делу по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям Ингодинского района г. Читы, администрации городского округа «Город Чита», комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о понуждении оборудовать игровые площадки МДОУ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства прекратить в части понуждения МДОУ , МБДОУ произвести замену песка на игровых площадках, МДОУ , МБДОУ обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям, МДОУ , МБДОУ оборудовать все песочницы крышками.

Пояснила, что требования остаются только к дошкольным учреждениям , а так же Комитету образования и Администрации городского округа.

Заявление об отказе в исковых требованиях принято. Производство в их части, прекращено.

Представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» Кузнецова Т.В. представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д……..).

Дополнительно пояснила, что нормативный акт, на который ссылается в иске прокурор, принят в июле 2010г. На тот момент уже были собраны документы по формированию бюджета эти средства не вошли в него.

Поэтому, на 2011год профинансировать указанные действия не представляется возможным.

При этом, фактически все детские сады выполнили требование о том, что песочницы должны быть оборудованы крышками и сданы образцы песка на анализы.

Результаты анализов им не выдают в связи с тем, что работа не оплачена. Средств на это нет.

На будущий год в проект бюджета включены расходы на эти мероприятия. Войдут ли они реально в бюджет заранее сказать нельзя.

Представители детских учреждений пояснили, что реально ими выполняются указанные требования.

После уточнения требований в связи с частичным отказом от иска прокурор пояснила, что требования остались к МДОУ и в части проведения исследования песка.

Представитель МДОУ Шемякина Е.Н. пояснила, что песок завезен. Лабораторное исследование проведено. Его даже видели. Песок признан соответствующим предъявляемым к нему требованиям, однако, заключение не выдается в связи с отсутствием оплаты за проведенное исследование.

Представитель МДОУ в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит, в оставшейся части после отказа от ряда требований, удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Согласно требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ч. 1 ст. 51) и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (пп. 3, 4 ч. 3 ст. 32).

Пунктом 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона:

- граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8);

- юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11);

- в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч. 1 ст. 28).

Во исполнение данных требований закона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91 утверждены и с 01.10.2010 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее Правила).

Пунктом 3.13. Правил установлено, что ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

Также в ходе проверки установлено, что в связи с отсутствием денежных средств, ежегодно обязанность по завозу песка на игровые площадки МДОУ «Детский сад » возлагается на родителей воспитанников.

В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

В соответствии с Уставами МДОУ, образовательные учреждения находятся в ведении комитета образования администрации городского округа «Город Чита», а администрация городского округа «Город Чита» является учредителем образовательного учреждения (пп. 1.4., 1.5.). Источником формирования имущества образовательного учреждения, в том числе финансовых средств являются бюджетные средства (п. 9.3.). Распорядителями бюджетных средств являются администрация городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита».

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Аналогичные полномочия администрации городского округа «Город Чита» установлены статьей 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 №168.

Положением о комитете образования администрации городского округа «Город Чита», утвержденном Решением Думы городского округа «Город Чита» от 27.11.2008 №209 установлено, что:

- комитет образования администрации городского округа «Город Чита» является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа по осуществлению полномочий в сфере образования (п. 1.1. );

- основным предметом и целями деятельности комитета образования являются реализация полномочий в сфере образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних; осуществление управления муниципальными образовательными учреждениями в пределах своей компетенции (п. З.1.);

- для достижения целей комитет образования осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на данные цели в соответствующий финансовый год (п. 3.2.);

- для осуществления своих функций комитет образования имеет право представлять Мэру города Читы обоснование бюджетного финансирования подведомственных учреждений, распределения бюджетных средств и контролировать эффективное использование их по целевому назначению; распределять предоставленные бюджетные средства между нижестоящими распорядителями кредитов; расходовать бюджетные средства на централизованные мероприятия подведомственных комитету образования учреждений (п. 4.1.).

Таким образом, проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Эти требований направлены на обеспечения здоровья и безопасности детей, посещающих детское учреждение.

Представителем МДОУ «Детский сад » указано, что песок завезен.

Однако, документами это не подтверждено.

Поэтому, суд полагает, что подлежит удовлетворению, в том числе, требование и в части завоза песка, что в случае, если это уже сделано не потребует исполнения.

В связи с тем, что от Детского сада сведений не имеется требование так же подлежит удовлетворению в полном объеме.

Проведение мероприятия возможно только при финансировании данной деятельности соответствующими учредителями.

Ссылка представителя Комитета образовании Администрации и самой Администрации городского округа «Город Чита» на отсутствие средств в предусмотренном бюджете не является основанием для освобождения от финансирования деятельности прямо вытекающей из требований Федерального законодательства, направленной на безопасность детей.

Данное требование было установлено до принятия бюджета.

Не включение его в финансирование не может являться основанием для неисполнения.

Для исключению подобных ситуаций на будущее прокурор обоснованно требует возложить обязанность о ежегодном планировании в бюджет денежных средств.

Данная обязанность должна быть возложена на администрацию городского округа.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

Иски удовлетворить.

Обязать муниципальные дошкольные образовательные учреждения «Детский сад », «Детский сад в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок, а именно:

- произвести на всех игровых площадках замену песка;

- обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка на соответствие гигиеническим нормам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

2. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и комитет образования администрации городского округа «Город Чита» в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» проведение МДОУ «Детский сад » вышеуказанных мероприятий по : обеспечению безопасности жизни и здоровья детей при оборудовании детских игровых площадок.

3. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» ежегодно планировать в бюджете городского округа «Город Чита» и выделять денежные средства на мероприятия по оборудованию детских игровых площадок МДОУ «Детский сад а именно: на замену песка и проведение санитарно-эпидемиологического исследования завозимого песка.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.