Дело № 2-1539/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Лебедевой О.В. С участием прокурора: Вециной Т.А. Представителей сторон: Стрельниковой С.А., Снежевской Е.Е., Говорковой Н.Ю., Чукмасовой И.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Чукмасовой И. П. к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению действий, Установил: Прокурор в своем иске указывает, что в результате проверки по обращениям жителей, в том числе Чукмасовой И.П. о нарушении ее жилищных и жилищно-коммунальных прав проведена проверка, которой установлено, что на придомовой территории дома № имеется несанкционированная свалка с объемом мусора около 300кв.м. Так же не остеклены оконные блоки на лестничных площадках в подъездах, отсутствуют двери, в неудовлетворительном состоянии уборная (кабина) расположенная на придомовой территории дома. В связи с этим, прокурор просит: 1. Признать бездействие Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер», выражающееся в ненадлежащем содержании жилого дома № а также его придомовой территории, незаконным. 2. Обязать Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрацию городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилого дома № - произвести остекление оконных блоков на лестничных площадках в подъезде № и № жилого дома № - установить входные двери в подъезды № и № жилого дома № - осуществить ремонт дворовой уборной (санкабины), расположенной на придомовой территории жилого дома № В судебном заседании после заслушивания участников процесса, прокурор уточнил исковые требования (л.д. ). Так, прокурор просит обязанность по остеклению оконных блоков, установке дверей, ремонт убороной возложить на управляющую компанию. Остальные требования оставил прежними. Представитель ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. просит в иске отказать. Пояснила, что конкурс по которому жилой фонд передан ООО «Лидер» проведен в апреле 2011г. Однако, договор на управление жилым домом Администрацией городского округа до сих пор не подписан. Поэтому, ООО «Лидер» не должен осуществлять данную деятельность. В июле 2011г. им был осуществлен вывоз мусора с территории нескольких домов по ул. Четко определить номера домов, к которым относятся свалки невозможно. При этом, свалки были еще до того как конкурс на обслуживание территории выиграло ООО «Лидер». По этому поводу оно обращалось в различные инстанции. Представила Договор, который подписан ООО «Лидер», но не подписан городским округом. Представитель Администрации городского округа «Город Чита» Стрельникова С.А. просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представила суду письменные возражения (л.д. ). Дополнительно пояснила, что договор управления подписан отделом ЖКХ, которому делегировано это право. Представила его суду (л.д. ). Кроме того, оплату ООО «Лидер» собирает с жильцов. Финансирования у городского округа на уборку территории и иные действия не предусмотрено. Этой деятельностью должна заниматься компания осуществляющая эксплуатацию жилого фонда. Представитель Администрации Ингодинского района того же округа Снежевская Е.Е. так же представила суду письменный отзыв (л.д. ). Пояснила, что администрация района является ненадлежащим ответчиком. Чукмасова И.П. просит исковые требования прокурора удовлетворить. Пояснила, что свалка мусора, о которой указывает прокурор, как была, так и осталась на прежнем месте. В подъезд заходить страшно. Осколки рам и стекол могут убить. Обслуживание, вывоз мусора, не производится много лет. Проживает в неприватизированной квартире. Производит оплату согласно книжки, выписанной на ООО «Лидер». Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Как следует из представленных суду документов, ООО «Лидер» выиграл конкурс на обслуживание жилого фонда в этом районе. Несмотря на ссылку представителя ООО «Лидер» на отсутствие подписанного договора на управление домом, администрацией городского округа представлен подписанный ею договор. Кроме того, ООО «Лидер» принимает оплату от населения, что подтверждается представленной Чукмасовой платежной книжкой (л.д. ), осуществляет деятельность по выводу мусора и т.д. (л.д. ). Таким образом, Общество в силу проведенного конкурса, заключенных отношений приняло на себя обязательства по обслуживанию домов, в том числе и этого. Свою деятельность застраховало (л.д. ). В связи с этим, Общество несет обязанность по выводу мусора, содержанию дома в надлежащем техническом состоянии. Указанный ремонт не является капитальным, который оплачивает владелец жилого фонда. Обязанность по соблюдению надлежащего санитарного состояния предусмотрена различными нормативными и иными актами, подлежащими применению при разрешении спора. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из таких нормативных актов являются Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее Правила). В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2.). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1.). Для сбора твердых бытовых отходов в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2.). Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.З.1.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1.). Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно разделу 2 Устава ООО «Лидер», одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по управлению и обслуживанию жилого фонда, предоставлению жилищных и жилищно-коммунальных услуг населению. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, Забайкальского края (ч. 1). Структура администрации городского округа, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, утверждается Думой городского округа по представлению Мэра города Читы (ч. 4). Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». Согласно ч. 5 ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа «Город Чита» определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Статьей 9 Положения к полномочиям администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отнесено осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района. Таким образом, суд согласен с доводами прокурора, что обязанности по содержанию придомовой территории жилого дома относится не только к управляющей компании, но и к Администрации городского округа и его Ингодинского района. Судом, со слов представителя администрации городского округа, установлено, что ранее обслуживавшая дом управляющая компания не выполняла свои обязанности и ее деятельность по иску городского округа была прекращена. Из писем ООО «Лидер» следует, что им принят участок в захламленном состоянии. Мусор длительное время не вывозился. Оплата за уборку мусора, накопленного до принятия домов новой компанией, не производилась. При названных обстоятельствах все три ответчика в силу положений о них, обязаны принимать меры по содержанию района в надлежащем санитарном состоянии и вывезти имеющийся накопленный за долгое время бесхозно содержавшегося жилого фонда мусор. Требования направлены в защиту конкретного пенсионера, а так же фактически в интересах неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся в городе и имеющих право на благоприятную санитарную обстановку. Наличие несанкционированной свалки создает угрозу жизни и здоровью всех людей, проживающих или оказывающихся в этом районе. Обязанность по поддержанию санитарно-эпидемиологического порядка возложена не только на компанию выигравшую конкурс на обслуживание территории. Но и на городской округи и его административный район, в зоне деятельности которого имеются свалки. Данная деятельность законом и актами о них вменяется в их обязанность. Поддержание нормального санитарного состояния, жизнедеятельности города является основной из задач названных органов местного самоуправления. Они обязаны осуществлять контроль за структурами, с которыми они заключили соглашения по уборке мусора и поддержанию порядка. Если контроль ими не осуществляется, жители города, в интересах которых подан прокурором иск, вправе требовать от городского округа и администрации его района устранения нарушения их прав, в данном случае уборке мусора, оборудования мест для его сбора. Споры между указанными администрациями и управляющей компанией подлежат разрешению в ином порядке и не могут являться основанием для нарушения прав жителей города. Управление многоквартирным домом согласно ст. 161 ЖК РФ должно обеспечивать благоприятное и безопасное проживание в нем граждан. Согласно ст. 162ЖК РФ Управляющая компания за плату оказывает услуги и выполняет работу по поддержанию надлежащего состояния и ремонту общего имущества дома. Это же предусмотрено уставом ООО «Лидер» Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора в интересах Чукмасовой И.П. к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить. Признать бездействие Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер», выражающееся в ненадлежащем содержании жилого дома № а также его придомовой территории, незаконным. Обязать ООО «Лидер» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилого дома № - произвести остекление оконных блоков на лестничных площадках в подъезде № и № жилого дома № - установить входные двери в подъезды № и № жилого дома № - осуществить ремонт дворовой уборной (санкабины), расположенной на придомовой территории жилого дома № Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.