Дело № 2-1536/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 августа 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Лебедевой О.В. С участием прокурора: Вециной Т.А. Представителей сторон: Говорковой Н.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению действий, Установил: Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает, что по жалобам граждан им проведено обследование придомовой территории дома в результате которой выявлено, что: - на придомовой территории не предусмотрен рациональный сбор, быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, придомовая территория от них не очищается. - придомовая территория не оборудована площадкой с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечена сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета. - условия для сбора, временного хранения твердых и жидких бытовых отходов не созданы: отсутствуют дворовые помойницы для сбора жидких бытовых отходов и металлические или деревянные сборники для сбора твердых бытовых отходов. В связи с чем просит: Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита»: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель Администрации городского округа «Город Чита» заявила ходатайство о привлечении по делу в качестве соответчика ООО «Лидер». Представила договор, согласно которого обслуживание данного дома возложено на него. Представитель Администрации Ингодинского района названного округа просит в иске к нему отказать. Прокурором, в связи с представленным договором так же заявлено ходатайство о привлечении ООО «Лидер» в качестве соответчика. Представитель ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. исковые требования не признала. Представила суду письменные возражения (л.д. ). Дополнительно пояснила, что данный жилой массив был передан Обществу в 2011году в таком состоянии. Однако, помойка, которая указана в иске вывезена, что подтверждается актами. Так же установлена зольница и помойница. При этом, установка зольницы и помойницы относится к капитальным работам, которые должны финансироваться собственником жилого фонда. В связи с представлением актов прокурор отказался от иска в части возложения обязанности по вывозу мусора. Остальные требования оставил. Пояснил, что в акте указан другой номер дома. Сделать вывод, что установленные зольница и помойница относятся так же и к дому, указанному в иске, не представляется возможным. Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Обязанность по соблюдению надлежащего санитарного состояния предусмотрена различными нормативными и иными актами, подлежащими применению при разрешении спора. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из таких нормативных актов являются Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее Правила). В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2.). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1.). Для сбора твердых бытовых отходов в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2.). Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.3.1.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1.). Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно разделу 2 Устава ООО «Лидер», одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по управлению и обслуживанию жилого фонда, предоставлению жилищных и жилищно-коммунальных услуг населению. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, Забайкальского края (ч. 1). Структура администрации городского округа, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, утверждается Думой городского округа по представлению Мэра города Читы (ч. 4). Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». Согласно ч. 5 ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа «Город Чита» определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Статьей 9 Положения к полномочиям администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отнесено осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района. Таким образом, суд согласен с доводами прокурора, что обязанности по содержанию придомовой территории жилого дома относится не только к управляющей компании, но и к Администрации городского округа и его Ингодинского района. Деятельность ранее обслуживающей район управляющей компании была прекращена в связи с тем, что она не выполняла свои обязанности. До принятия жилого сектора ООО «Лидер» мусор не был вывезен, помойница и зольница отсутствовали, что говорит о бездействии ответчиков. Конкурс ООО «Лидер» выиграло а апреле 2010г. Договор между ним и городской администрацией под писан 5 мая 2011г. (л.д. 18-24). Мусор вывезен только в августе, что следует из актов (л.д. ). Ответчиками не представлено доказательств того, что зольницы и помойницы к указанному дому установлены или предназначены для общего использования несколькими домами. Так же ООО «Лидер» не представлено доказательств того, что установка этих объектов относится к капитальному ремонту и, поэтому, требует дополнительного финансирования собственников. Не представлено доказательств того, что ООО «Лидер» принимало какие-либо меры для решения вопроса по финансированию и установке названных объектов. При названных обстоятельствах все три ответчика в силу положений о них, обязаны принимать меры по содержанию района в надлежащем санитарном состоянии. Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита», ООО «Лидер»: - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.