Решение о понуждении провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения



Дело № 2-1760-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Новиковой С.В.,

при секретаре Кочековой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Ворожейкину С.Н. о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой 04.08.2011 проведена проверка деятельности базы отдыха «Н», используемой ИП Ворожейкиным С.Н. в целях осуществления рекреационной деятельности. В ходе проверки деятельности базы отдыха ИП Ворожейкина С.Н. выявлены нарушения законодательства: ответчиком не проведена инвентаризация отходов, не ведется учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, а также не представляется отчетность об образовании, использовании отходов. Кроме того ответчик не подтвердил отнесение образующихся от его деятельности отходов к определенному классу опасности; не составил на них паспорта отходов, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и не провел согласование паспортов опасных отходов в Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю.

Прокурор просит обязать ответчика провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения, составить паспорта на отходы 1-1У класса опасности, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, прохождения сотрудников, работающих на его базе отдыха, профессиональной подготовки к обращению с отходами 1-1V класса опасности.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки было установлено следующее.

Земельный участок ,,, площадью ххх квадратных метров с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ,,, используется ИП Ворожейкиным на ч праве постоянного (бессрочного) пользования в целях осуществления рекреационной деятельности.

База отдыха «Н», используемая Ворожейкиным С.Н. состоит из ххх домиков, бани, туалета и магазина. В соответствии с представленным в ходе проверки рабочим проектом«Реконструкция гаража под магазин и строительство закусочной на 26 посадочных мест с открытой танцевальной площадкой» от деятельности базы отдыха «Н» образуются следующие отходы производства и потребления:

- смет с территории организации, содержащий опасные компоненты;

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный);

- отходы из выгребных ям жидкие;

- зола древесная и соломенная;

-пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания;

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений оптово-розничной
торговли продовольственными товарами.

В соответствии с федеральным классификатором отходов (далее по тексту - ФККО), утвержденном приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 786 от 02.12.2002 зола древесная и соломенная, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания отнесены к 5 классу опасности (3130060011995, 9120100100005). Отходы из жилищ несортированные, смет с территории организации ФККО отнесены также к 4 классу опасности (9110010001004, 9120040001004). Отходы из выгребных ям жидкие согласно письма Ростехнадзора от 02.02.2010 № 00-07-12/308 «О паспортизации отходов» отнесены к 4 классу опасности (9510010202014).

Установлено, что ИП Ворожейкин С.Н. на принадлежащей ему базе отдыха осуществляет временное складирование вышеназванных отходов на срок, не превышающий 6 месяцев. В этой связи, ответчик осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления (отходы из выгребных ям жидкие, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, зола древесная и соломенная, отходы из жилищ несортированные) путем их накопления на принадлежащей ему базе отдыха на срок не превышающий 6 месяцев.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по* тексту - ФЗ № 52) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу ч.1 ст.22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7) установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством, лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89 отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 89) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ № 89 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

Согласно ч.З ст. 18 ФЗ № 89 субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Частью 2, 3 статьи 19 ФЗ № 89 предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 № 30 установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что в нарушение указанных норм федерального законодательства ИП Ворожейкиным С.Н. не проведена инвентаризация отходов, не ведется учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, а также не представляется отчетность об образовании, использовании отходов. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В силу статьи 14 ФЗ № 89 юридические лица, в процессе деятельности
которой образуются отходы 1-1У класса опасности, обязаны подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-1У класса опасности должен быть составлен паспорт в соответствии с типовыми формами, определяемыми Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 2.2. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» от 15.08.2007 № 570 юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 №511.

Согласно п.4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Паспортизация опасных отходов осуществляется Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В нарушение вышеназванных норм федерального законодательства ИП Ворожейкин С.Н. не подтвердил отнесение образующихся от его деятельности отходов к определенному классу опасности; не составил на них паспорта отходов, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и не провел согласование паспортов опасных отходов в Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в данном случае жителей ,,,, лиц, проживающих в районе ,,,.

В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок, указанный прокурором, а именно до 01.02.2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать ИП Ворожейкина С.Н. в срок до 01.02.2012 года провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения, составить паспорта на отходы 1-1У класса опасности, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, прохождения сотрудников, работающих на его базе отдыха, профессиональной подготовки к обращению с отходами 1-1V класса опасности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья Новикова С.В.