Дело № 2-1761-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Новиковой С.В., при секретаре Кочековой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Ворожейкину С.Н. о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой 04.08.2011 проведена проверка деятельности базы отдыха «Н», используемой ИП Ворожейкиным С.Н. в целях осуществления рекреационной деятельности. В ходе проверки деятельности базы отдыха ИП Ворожейкина С.Н. выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Прокурор просит обязать ИП Ворожейкина С.Н. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в деятельности базы отдыха «Н», находящейся ,,,. В судебном заседании прокурор требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его извещен надлежаще. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки деятельности базы отдыха «Н», используемой ИП Ворожейкиным С.Н. в целях осуществления рекреационной деятельности, выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Установлено, что баня (источник 0001 согласно рабочего проекта), дом для сторожей (источник 0002 согласно рабочего проекта), зимний дом (источник 0003 согласно рабочего проекта), магазин (источник 0004 согласно рабочего проекта) отапливаются с помощью самодельных котлов, расположенных в вышеназванных объектах. От котлов идут прямые трубы, через которые осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. В соответствии таблицей 3.1. рабочего проекта «Реконструкция гаража под магазин и строительство закусочной на 26 посадочных мест с открытой танцевальной площадкой» от вышеперечисленных объектов, расположенных на базе отдыха «Н», и имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу выбрасываются следующие виды загрязняющих веществ: - углерод оксид (код вещества 0337); . - взвешенные вещества (код вещества 2902); - азот, оксид азота (код вещества 0304); - азот, азот диоксид (код вещества 0301); - углерод черный (сажа) (код вещества 0328); - безапирен, бензпирен (код вещества 0703). В соответствии с Перечнем вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному чету и нормированию, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 579 от 31.12.2010 вышеназванные вещества, выбрасываемые источниками выбросов, установленных на базе отдыха «Н» ИП Ворожейкина, отнесены к вредным (загрязняющим) веществам. Согласно Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом), утвержденной Министерством транспорта РФ 15.09.92, и согласованной Министерством экологии и природных ресурсов РФ 08.04.92 при сжигании твердого топлива наряду с основными продуктами сгорания (С02, Н20, N02), в атмосферу поступают летучая зола с частицами несгоревшего топлива, оксиды углерода и азота (п. 2.1). В связи с этим, при сжигании дров в самодельных котлах, применяемых ИП Ворожейкиным на базе отдыха ,,, при отоплении вышеперечисленных помещений, в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества. В ходе проведенной проверки также установлено, что ИП Ворожейкину С.Н. разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не выдавалось. Проект предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух ответчиком в ходе проверки в прокуратуру представлен не был. В соответствии с информацией, представленной Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края, Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, ими ИП Ворожейкину С.Н. не выдавалось. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина РФ на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущения угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде. Во исполнение этого конституционного права статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Статьей 19 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно части 1 статьи 30 этого Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Согласно пункту 11 Положения источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов РФ и РФ в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что в результате невыполнения ИП Ворожейкиным С.Н. возложенных на него законодательством об охране атмосферного воздуха обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработке проекта ПДВ и получению разрешения на такие выбросы цели государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные законодательством об охране атмосферного воздуха, не могут быть достигнуты. Исковое заявление подано прокурором с целью защиты прав и законных интересов населения, проживающего на территории Забайкальского края (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на создание безопасных условий проживания в соответствии со статьей 45 ГПК РФ. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок, указанный прокурором, а именно до 01.02.2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать ИП Ворожейкина С.Н. в срок до 01.02.2012 года получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в деятельности базы отдыха «Н», находящейся ,,,. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья Новикова С.В.
выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным
источником допускается на основании разрешения, выданного