Дело № 2-1667/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе: Председательствующего: судьи Каминского В.Л., при секретаре: Арутюнян И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников детского сада № «<данные изъяты>» к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Открытому акционерному обществу «Забайкалспецтранс» о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Проверкой установлено, что вокруг детского сада № «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> расположены многоквартирные жилые дома. На расстоянии 3-4 метров от ограждения детского сада расположена контейнерная площадка для хранения твердых бытовых отходов, на которую выносится мусор жильцами близлежащих многоквартирных жилых домов. В ходе осмотра данной территории установлено, что мусор складируется на землю вокруг контейнеров, сами контейнеры систематически переполняются, что приводит к распространению неприятного запаха, насекомых и грызунов, ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния. Размещение контейнерной площадки вблизи ограждения детского сада № нарушает права несовершеннолетних воспитанников детского сада на благоприятные условия пребывания в дошкольном учреждении, посягает на санитарно-эпидемиологическую обстановку детского учреждения, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний среди детей. С учетом уточненных требований (л.д. ) прокурор просит обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ООО «Забайкалспецтранс» в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу убрать контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых и пищевых отходов от ограждения МДОУ № на расстояние в соответствии с требованиями "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", то есть не менее чем на 20 метров. В судебном заседании прокурор требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнении к нему, поддержал. Пояснил, что площадка должна располагаться в любом месте квартала, но не в непосредственной близости с детским учреждением. Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита» и Комитета ЖКХ, привлеченного в качестве третьего лица, с требованиями не согласился. Полагает, что не имеется возможности перенести контейнерную площадку. Представитель ОАО «Забайкалспецтранс» считает, что решение суда не может быть исполнимо, поскольку не имеется возможности для переноса контейнерной площадки в связи с плотной застройкой квартала. Администрация Ингодинского района городского округа «Город Чита», извещенная надлежащим образом представителя не направила. Представитель ООО «Лидер», привлеченного в качестве третьего лица, пояснил, что осуществляют лишь обслуживание контейнерной площадки. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и подтверждается материалами дела на расстоянии 3-4 метров от ограждения детского сада № «Островок», по адресу: <адрес>, расположена контейнерная площадка для хранения твердых бытовых отходов, На площадку жильцами близлежащих многоквартирных жилых домов выносится мусор, который складируется в контейнеры так и вокруг них, что приводит к распространению неприятного запаха, насекомых и грызунов, ухудшению санитарно-эпидемиологического состояния. Данные обстоятельства подтверждаются актами осмотров, фотографиями, кроме того, данный факт представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.7 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», утвержденных решением Думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2007 № 223 для сбора отходов и мусора, образованных в результате деятельности физических и юридических лиц, организуются места временного хранения отходов с установкой контейнеров и бункеров-накопителей на специально отведенных и оборудованных контейнерных площадках, которые должны содержаться в чистоте. Размещение места хранения отходов и места временного хранения отходов определяется уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства органом администрации городского округа. Согласно п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории. В соответствии с п.п. 24, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. В соответствии с п.24 ч.1 ст.5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 устава решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм. Статьей 9 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 к полномочиям администрации района отнесено осуществление благоустройства и озеленение, санитарная очистка района. Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. Как установлено по делу, комиссия, в порядке указанной нормы СанПиН, соответствующего решения не принимала. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что размещение контейнерной площадки вблизи ограждения детского сада № нарушает права несовершеннолетних воспитанников детского сада на благоприятные условия пребывания в дошкольном учреждении, посягает на санитарно-эпидемиологическую обстановку детского учреждения, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний среди детей. Непринятие мер по переносу контейнерной площадки нарушает действующее законодательство в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доводы о том, что Администрация города и Администрация Ингодинского района не являются надлежащими ответчиками по делу, несостоятельны, поскольку указанная в иске контейнерная площадка находится в муниципальной собственности. Полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм, осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района, отнесены к полномочиям указанных лиц. Комитеты архитекторы, жилищно-эксплуатационной организации осуществляют свою деятельность при администрации города и подчиняются этому лицу. Довод ответчиков и третьего лица о невозможности исполнения решения не может быть принят судом во внимание, поскольку в данном случае в силу 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно. Комиссия должна быть создана ответчиками с привлечением уполномоченных органов власти. При этом суд согласен с доводом прокурора о том, что размещение контейнерной площадки в непосредственной близости с детским учреждением недопустимо вне зависимости от отсутствия возможности её переноса. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Поскольку контейнерная площадка передана ООО «Забайкалспецтранс» лишь на праве хозяйственного ведения, оснований для возложения обязанностей по требованию прокурора на Общество не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу убрать контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых и пищевых отходов от ограждения МДОУ № в соответствии с требованиями "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест". В удовлетворении иска к ООО «Забайкалспецтранс» - отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Судья В.Л. Каминский