Решение об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия и принятии в муниципальную собственность



Дело № 2-1902/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Страмиловой Н.В.

С участием прокурора: Вециной Т.А.

Иных участников процесса: Поповой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы к Администрации городского округа «Город Чита», третьему лицу Министерству культуры Забайкальского края о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия и принятии в муниципальную собственность,

Установил:

Прокурор обратился с исками, объединенными судом в единое производство, в которых указывает, что Согласно информации Министра культуры Забайкальского края от 17.05.2011 объект культурного наследия (памятник истории) - Братская мо­гила комсомольцев - участников пешего перехода Ленинград-Хабаровск, расположенная является бесхозяйным объектом. Данный памятник включен в опубликован­ный на официальном сайте Министерства культуры Забайкальского края пе­речень объектов культурного наследия, расположенных на территории За­байкальского края и относится к категории выявленных объектов. Также этот памятник включен в опубликованный на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» список мемориальных и памятных знаков, памятников на территории г.Читы.

Аналогично из уведомления Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 25.05.2011 установлено, что в Едином государственном реестре прав на не­движимое имущество и сделок с ними отсутствуют сведения о регистрации прав на памятники Братская могила комсомольцев - участников пешего пере­хода Ленинград-Хабаровск, Согласно информации Министра культуры Забайкальского края от 17.05.2011 объект культурного наследия (памятник истории) - Братская мо­гила немецких, австрийский, венгерских солдат - военнопленных», располо­женный объект культурного наследия (памятник истории) - Памятник «Место расстрела членов Читинской организации РСДРП» (место казни ак­тивных участников вооруженного восстании в Чите в 1905-1906 г.г. Костюш-ко-Валюжанича, Столярова, Вайнштейна, Цупсмана), расположенный Памятник-пушка (Памятник воинам-артиллеристам 122-мм. Гаубица 1938г.), располо­женный, «Братская могила японских солдат» и «Памятник японским военнопленным - участни­кам Второй Мировой войны», расположенная, являются бесхозяй­ными объектами,

Согласно информации председателя КУИ администрации городского округа «Город Чита» данные памятники не числятся в реестре муниципального имущества.

Отсутствие собственника у указанных памятников истории создает уг­розу их разрушения и утраты, изменения первозданного облика памятников.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники исто­рии и культуры.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро­дов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 73) гражданам Рос­сийской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного насле­дия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального на­рода Российской Федерации.

Согласно ст.9.3 названного Закона к полномочиям органов местного са­моуправления городских округов в области сохранения, использования, по­пуляризации и государственной охраны объектов культурного наследия от­носятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муници­пального) значения.

Согласно ст. 15 Закона № 73 в Российской Федерации ведется единый го­сударственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой го­сударственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принци­пов формирования, методов и формы ведения реестра.

В соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 73 выявленные объекты культурно­го наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с на­стоящим Федеральным законом.

Пунктом 18 части 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится со­хранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и куль­туры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с ч.1, п. 9 ч.2 Закона № 131 в собственности муници­пальных образований может находиться объекты культурного наследия (па­мятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осущест­вляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собствен­ности на эту вещь.

Администрацией городского округа «Город Чита» не принимаются меры по постановке на учет в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйной недвижимой вещи указанных объектов и принятии их в муниципальную собствен­ность, что ставит под угрозу сохранность памятников в интересах на­стоящего и будущего поколений многонационального народа российской Федерации.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, при­суждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, неоп­ределенного круга лиц.

Просит:

1. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» поставить на учет в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю в качестве бесхо­зяйного объекта недвижимости - объекта культурного наследия памятника истории «Братская могила комсомольцев - участников пешего перехода Ле­нинград-Хабаровск», объекта культурного наследия памятника истории «Братская могила немецких, австрийский, венгерских солдат - воен­нопленных», объекта культурного наследия памятника истории «Место расстрела членов Читинской организации РСДРП» (место казни активных участников вооруженного восстании в Чите в 1905-1906 г.г. Костюшко-Валюжанича, Столярова, Вайнштейна, Цупсмана), объекта культурного наследия памятника истории «Памятник-пушка» (Памятник воинам-артиллеристам 122-мм. Гау­бица 1938г.), объектов культурного наследия памятни­ков истории «Братская могила японских солдат» и «Памятник японским во­еннопленным - участникам второй Мировой войны».

2. Обязать Администрацию городского округа «Горд Чита» по истече­нии года со дня постановки дня постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости памятника истории «Братская могила комсомольцев -участников пешего перехода Ленинград-Хабаровск», памятника истории «Братская могила немецких, ав­стрийский, венгерских солдат - военнопленных», памятника истории «Место расстрела членов Читин­ской организации РСДРП», памятника истории «Памятник-пушка» (Памятник воинам-артиллеристам 122-мм. Гаубица 1938г.), памятников истории «Братская могила японских солдат» и «Памятник японским военнопленным - участникам Второй Миро­вой войны», принять данные памятники в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор Вецина Т.А. поддержала заявленные исковые требования.

Пояснила, что названные памятники находятся в бесхозном состоянии. Они разрушаются. Заявленный способ направлен на защиту объектов истории и культуры.

Представитель городской администрации «Город Чита» Попова Ю.В. просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Так, она указывает, что отсутствуют заключения экспертизы, что названные объекты являются памятниками, каково их значение.

Нельзя сказать являются ли эти памятники недвижимостью.

У городского округа не хватает средств на неотложные нужды.

В случае принятия их в собственность возникнет обязанность выделять средства на их содержание.

Министерство культуры Забайкальского края, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило. О причинах неявки не сообщило.

Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Названные в иске объекты установлены в городе много десятков лет.

Они включены в разные годы в списки объектов, представляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность (л.д. ) и признаны памятниками.

Довод ответчика о том, что не установлено значение этих памятников как местных, имеющих федеральное значение или иных не может являться основанием для отказа в принятии их местными органами власти только по этому основанию.

Напротив, отказ от принятия памятника на свой баланс может быть связано с тем, что он является памятником федерального значения и подлежит принятию и обслуживанию федеральным органом.

Довод о том, что названные памятники не являются недвижимостью, так же не может быть принят судом.

Как установлено из материалов, памятники установлены на местах захоронений, расстрелов лиц, в честь которых они установлены.

Места бывших кладбищ имеют особый статус и охраняются действующим законодательством.

Сама по себе гаубица 1938года, связанная с воинской доблестью солдат и народа, защищавшего страну, не является недвижимостью.

Однако, она является не просто пушкой, а частью целого архитектурно-исторического комплекса городской транспортной развязки, одновременно украшением и историческим памятником.

В связи с этим, названный объект, установленный на специальный постамент и входящий в архитектурный городской комплекс, является частью недвижимого объекта.

Такие объекты ст. 3 73-ФЗ признаются объектами наследия, памятниками истории и культуры.

Более того, эти объекты в течении нескольких десятилетий воспринимаются жителями города как их история и нематериальная ценность, что отражено центром по сохранению историко-культурного наследия Читинской области.

При таких обстоятельствах, требования прокурора направлены в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц жителей и гостей города.

Согласно п. 18 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» в его обязанность входит, в том числе: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

(п. 18 в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 25.05.2006 N 96).

С учетом названных в иске правовых оснований, администрация городского округа несет ответственность за сохранность и содержание памятников истории и культуры, находящихся на его территории.

С учетом того, что ответчиком не доказано, что указанные в иске объекты не являются таковыми, не находятся в ведении иных субъектов, физических или частных лиц, он должен поставить их на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, имеющие особую культурную, историческую или иную ценность для последующего принятия в собственность, если не будет выявлен их собственник.

Права ответчика могут быть ограничены (в данном случае возложена обязанность), как это следует из нормы ч. 2 ст. 1ГК РФ на основании названного федерального законодательства, в целях защиты нравственности (сохранение захоронений, памятников погибшим, сохранение морального духа и воспитания людей) и т.д.

Способ защиты гражданских прав истец выбирает согласно ст. 12ГК РФ.

Он отвечает интересам общества, государства и отдельных личностей, а потому в удовлетворении заявленных исковых требований названным способом не может быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить.

1. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» поставить на учет в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю в качестве бесхо­зяйных объектов недвижимости - объекты культурного наследия памятника истории «Братская могила комсомольцев - участников пешего перехода Ле­нинград-Хабаровск», памятника истории «Братская могила немецких, австрийский, венгерских солдат - воен­нопленных», памятника истории «Место расстрела членов Читинской организации РСДРП» (место казни активных участников вооруженного восстании в Чите в 1905-1906 г.г. Костюшко-Валюжанича, Столярова, Вайнштейна, Цупсмана), памятника истории «Памятник-пушка» (Памятник воинам-артиллеристам 122-мм. Гау­бица 1938г.), памятни­ков истории «Братская могила японских солдат» и «Памятник японским во­еннопленным - участникам второй Мировой войны».

2. Обязать Администрацию городского округа «Горд Чита» по истече­нии года со дня постановки дня постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости памятника истории «Братская могила комсомольцев -участников пешего перехода Ленинград-Хабаровск», памятника истории «Братская могила немецких, ав­стрийский, венгерских солдат - военнопленных», памятника истории «Место расстрела членов Читин­ской организации РСДРП», памятника истории «Памятник-пушка» (Памятник воинам-артиллеристам 122-мм. Гаубица 1938г.), памятников истории «Братская могила японских солдат» и «Памятник японским военнопленным - участникам Второй Миро­вой войны», принять данные памятники в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.