Дело № 2-1900/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Страмиловой Н.В. С участием прокурора: Вециной Т.А. Представителей сторон: Крючковой Н.И., Гильванов Б.Н., Говорковой Н.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия, понуждении устранить свалки, Установил: Прокурор в своем иске указывает, что В ходе проверки прокуратурой района проведено обследование придомовой территории жилых домом В результате обследования установлено, что на придомовой территории указанных жилых домов: - не предусмотрен рациональный сбор, быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, придомовая территория от них не очищается. - на придомовой территории не созданы условия для сбора, временного хранения твердых и жидких бытовых отходов - отсутствуют дворовые помойницы для сбора жидких бытовых отходов и металлические или деревянные сборники для сбора твердых бытовых отходов. Указанные обстоятельства являются нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, которое направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Учитывая, что в результате бездействия управляющей организации, органов местного самоуправления могут быть нарушены права любого гражданина (жильцов соседних домов, проходящих мимо граждан и др.), определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурором, невозможно. В связи с этим прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 130, 131 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит: 1. Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. 2. Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалках отходы), расположенную на придомовой территории жилых домов - установить сборник для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов - установить помоиницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории домов В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части - ликвидации свалки(собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалках отходы), расположенную на придомовой территории жилых домов и установки сборника для твердых бытовых отходов на придомовой территории домов в связи с тем, что данные требования на момент судебного заседания выполнены. Так же уточнил требование по срокам исполнения требования об установке помойницы. Просит определить срок установки помойницы определить до 1 мая 2012г. Представитель ООО «Лидер» Новоркова Н.Ю. исковые требования не признала. Пояснила, что объект принят после ООО УК «С+». В настоящее время ООО «Лидер» ликвидировало свалку, установило сборник для твердых бытовых отходов. Помойница, в том виде, в каком она положена, не может быть установлена в зимнее время. Весной она будет установлена. Представители Андиминистрации городского округа «Город Чита» и Администрации его Ингодинского района Крючкова Н.И. и Гильванов Б.Н. так же не признали исковые требования. Пояснили, что уборкой свалок, установкой контейнеров, помойниц в силу своих полномочий должна заниматься управляющая компания, каковой является ООО «Лидер». Представитель Городского округа представила так же письменные возражения (л.д. ). Выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по указанным в иске основаниям. ООО «Лидер» выиграло конкурс на обслуживание территории, указанной в иске. Подтверждено, что на день рассмотрения иска помойницы не установлены. Обязанность по их установке в силу положения о управляющей компании возлагается на нее. Довод о том, что дома были приняты без контейнеров, помойниц, с наличием несанкционированных свалок, не может являться основанием для освобождения управляющей компании от уборки мусора, оборудования дворов устройствами для сбора мусора. Санитарн0-эпидемиологическая обстановка в городе регулируется нормами Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из таких нормативных актов являются Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее Правила). В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2.). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1.). Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.З.1.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1.). Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно разделу 2 Устава ООО «Лидер», одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по управлению и обслуживанию жилого фонда, предоставлению жилищных и жилищно-коммунальных услуг населению. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, Забайкальского края (ч. 1). Структура администрации городского округа, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, утверждается Думой городского округа по представлению Мэра города Читы (ч. 4). Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». Согласно ч. 5 ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа «Город Чита» определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Статьей 9 Положения к полномочиям администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отнесено осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района. Таким образом, обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов несут управляющая организация, органы местного самоуправления. Между тем, непринятие ООО «Лидер», администрацией Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» и администрацией городского округа «Город Чита» мер по организации своевременного вывоза мусора, установке сборников для твердого мусора и дворовых помойниц для сбора жидких отходов противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, влечет нарушение прав жителей вышеуказанных домов на благоприятную среду обитания, а кроме того, может повлечь возникновение и распространение различных заболеваний, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Таким образом, иск обоснованно заявлен не только к управляющей компании, но и органам муниципальной власти. Учитывая, что в результате бездействия управляющей организации, органов местного самоуправления могут быть нарушены права любого гражданина (жильцов соседних домов, проходящих мимо граждан и др.), определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурором, невозможно. В связи с этим прокурор обоснованно обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 1 мая 2012г. установить помоиницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории домов Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.